По динамике развития автолизинг значительно опережает лизинговый бизнес в целом. Сейчас таким способом приобретается каждый третий корпоративный автомобиль.
Важная особенность развития отечественного лизинга - большое количество услуг, предлагаемых лизингодателями своим клиентам, помимо основной - передачи автомобиля в лизинг.
Лизинг автотранспорта начинает составлять конкуренцию автокредитованию. В отличие от банка лизинговая компания более лояльно подходит к финансовым показателям деятельности конкретного заемщика.
Одним из основных направлений развития лизинга в последнее время стал лизинг производственного оборудования.
По данным газеты "Коммерсант" 117 из 135 лизингодателей, то есть почти 87%, заключали договоры лизинга легковых автомобилей. Причем у 78 лизингодателей стоимость договоров превышала 500 тыс. долл.
Практически все крупные компании предлагают следующие виды услуг: финансовый лизинг, возвратный лизинг, инвестиционные проекты.
Российский автомобильный рынок обладает заметным потенциалом, а именно: за пять лет спрос, выраженный в валюте, вырос в три раза - с 10 млрд долл.
По словам экспертов: "На сегменте лизинга автотранспорта мы повторяем тенденцию стран Центральной и Восточной Европы, где автомобильный транспорт до их вступления в ЕС был одним из основных объектов лизинга. Мы видим, что в этом направлении, безусловно, идет развитие рынка и в России, и оно будет продолжаться. Сейчас организации, работающие на российском рынке, приобретают все больше автотранспорта в лизинг. Это обусловлено тем, что лизинговые компании, помимо финансирования, предоставляют и сопутствующие услуги, например, связанные с выкупом автомобиля в конце срока лизинга, прохождением техосмотра и "переобуванием" резины, избавляя таким образом предприятие-лизингополучателя от лишней головной боли. Спрос на лизинг автотранспорта стимулирует и то, что предоставление корпоративного транспорта в пользование персоналу является достаточно сильным мотивирующим фактором, и ряд компаний этим активно пользуется".
Значительная часть лизинговых компаний не имеет достаточного обеспечения собственным капиталом. Таким образом, группировка лизинговых компаний по объему собственного капитала дает несколько другую структуру. Крупнейшие игроки на рынке лизинга, такие как РТК-ЛИЗИНГ, "Магистраль Финанс", УРАЛСИБ, "Ханса Лизинг", заняли ключевые позиции на рынке капитала и по объему собственного капитала.
Заметное место на российском рынке лизинга начинают занимать иностранные компании. Так, появившиеся несколько лет назад "Ханса-лизинг" и "Брансдик Рейл Лизинг", дочерние компании иностранных представителей финансового сектора, уже заняли заметное место на российском рынке.
Российская Ассоциация лизинговых компаний была создана девять лет назад как общественная организация, основной задачей которой является защита интересов лизинговых компаний, пропаганда лизинга, развитие и укрепление корпоративных связей.
Исследование провела компания SMART Business Solutions.
|