На момент распада Советского Союза в Ташкенте эксплуатировался достаточно мощный парк самолетов советского производства Ил-86, Ил-62М, Ту-154Б/М, Як-40 и Ан-2.
Первый А310 пришел в Ташкент в 1993 году. Спустя несколько месяцев флот узбекской авиакомпании пополнился вторым лайнером этого типа. Оба они были взяты в лизинг и первоначально имели французскую регистрацию F-OGQY и F-OGQZ. Затем они были выкуплены. После прихода третьего А310 в 1997 году все три аэробуса получили собственную узбекскую регистрацию UK-31001, -31002 и -31003. Интересно, что лайнер UK-31003 стал последним построенным самолетом А310.
Компоновка лайнера включала 192 кресла: 12 мест первого класса, 30 мест бизнес-класса и 150 - экономического класса. На всех самолетах были установлены двигатели PW4152. Взлетная масса каждого А310 составляет 157 тонн.
Первые летчики на А310 переучивались в Германии и Франции. Потом в авиакомпании появились собственные инструкторы и обучение проводилось в Ташкенте. Максимальное количество летного состава А310 доходило до 70 человек. В 1998 году Uzbekistan Airways получило первые Boeing 767, в 1999 Boeing 757, и летчики стали переводиться на них.
Техническое обслуживание на первом этапе проводилось силами специалистов компании Lufthansa Technik. Так как авиакомпания делала ставку на эксплуатацию техники западного производства, на территории 243 завода гражданской авиации построили специальный ангар (56х72 м) для обслуживания А310, боингов и RJ. В 1998 году технический центр Uzbekistan Airways получил право на проведение формы C-check на А310.
Uzbekistan Airways первой в СНГ после "Аэрофлота" открыла в начале 1990-х годов собственные рейсы в США по маршруту Ташкент - Амстердам - Нью-Йорк. Полет на А310 до Амстердама длился 6,5 часов, от Амстердама до Нью-Йорка - 8 часов. Для полетов над Атлантикой авиакомпания имела допуск по требованиям ETOPS, который составлял сначала 2 часа, а позже 2 часа 38 минут. Сам полет над океаном длился около 4 часов. Запасными на случай незапланированной посадки были Рейкьявик, Кефлавик и аэродром на острове Санта-Мария. Загрузка рейса, по воспоминаниям сотрудников авиакомпании, на первом этапе составляла 50-100 человек. Сначала в Нью-Йорк летали А310, а с конца 1990-х линию обслуживают Boeing 767.
В середине 1990-х годов А310 регулярно летали из Ташкента по следующим направлениям: Нью-Йорк, Москва, Лондон, Франкфурт, Амстердам, Стамбул, Тель-Авив, Бангкок, Куала-Лумпур, Сеул. Эти рейсы образовывали воздушный мост Европа - Азия со стыковкой в Ташкенте. Большую часть пассажиров составляли иностранцы, которые путешествовали транзитом через Узбекистан. Рейсы в Москву на А310 начинали выполнять в "Домодедово", потом перешли в "Шереметьево". Одной из причин перехода было удобство для иностранных пассажиров. В 1998 году была попытка поставить А310 на рейс в Новосибирск. Однако после нескольких рейсов этот маршрут снова стали обслуживать самолеты советского производства. В 2004 году А310 выполняли регулярные полеты в Париж, Рим, Стамбул, Пекин, Осаку, Токио, Бангкок.
Корреспондент: Семен Островнов
|