Российская ассоциация лизинговых компаний "Рослизинг" 1 октября 2008 г. в отеле "Golden Ring" провела московский лизинговый форум "Российский рынок лизинга автотранспорта". Форум состоялся по итогам одноименного исследования, проведенного минувшим летом Ассоциацией "Рослизинг".
Исследование показало, что сделки по лизингу автотранспорта составляют около 26 процентов от общего объема лизинговых сделок на 2007 год. Этот сегмент рынка лизинга остается самым популярным среди лизинговых компаний, так как отличается достаточной прозрачностью и всеобщим пониманием предмета лизинга.
В своем докладе представитель Ассоциации "Рослизинг" отметил, что прирост автолизинга в 2007 году составил 113 %. Несмотря на то, что эти цифры меньше среднего прироста по отрасли, произошли серьезные изменения в структуре рынка. К примеру, впервые за все время, начался рост лизинговых сделок по автотранспорту в регионах. Причем Приволжский федеральный округ по объемам новых сделок почти сравнялся с Москвой.
Вместе с тем, удельный вес лизинга автомобилей от общего количества сделок по приобретению автотранспорта составляет по легковым машинам около 1 %, а по грузовому транспорту – около 5 %.
Представитель компании PricewaterhouseCoopers Андрей Комаров рассказал о нынешней ситуации и о перспективах на рынке легкового автотранспорта. С одной стороны, конкуренция на рынке растет за счет прихода банков и финансовых структур автопроизводителей. Кроме того, спрос на автомобили стабильно растет с каждым годом, в первой половине 2008 года по объему продаж автомобилей Россия обогнала Германию. В то же время финансовый кризис может негативно отразиться на рынке автокредитования. А проблемы с ликвидностью дилеров будут сдерживать строительство новых дилерских центров, что может тормозить предложение в краткосрочной перспективе.
В выступлении Романа Струкова из компании "Уралсиб" речь шла о новых продуктах, внедряемых компанией. В частности, о скоринговых программах для малого и среднего бизнеса и об индивидуальных программах для корпоративных клиентов. Компания "Уралсиб" применяет также специальные лизинговые программы для поставки техники фирм-производителей, с которыми имеются соответствующие соглашения. Условия специальных программ по автолизингу выгодно отличаются от обычных продуктов компании.
Руководитель группы продаж компании "АРВАЛ" Михаил Фролов основное внимание в своем выступлении уделил операционному лизингу, на котором и специализируется компания. Имея достаточно небольшое количество сотрудников, компания успешно осуществляет весь комплекс мероприятий, связанных с поставками и обслуживанием автомобилей, переданных клиентам. Выступление Фролова вызвало много вопросов, связанных с оценкой рисков по сделкам и управлением компанией. Доклад Фролова еще раз продемонстрировал необходимость разрабатывать новые продуты для успешной конкуренции на рынке и подтвердил мнения о том, что "война ставок" закончилась, конкуренция идет между услугами, которые способна предоставить компания.
Об особенностях страхования автотранспортных средств рассказал заместитель генерального директора ОАО "Военно-страховая компания" Евгений Уфимцев. ОАО "ВСК" предлагает страхование не только обычных транспортных средств, но и специальной техники с учетом повреждений, которые могут произойти вне дорог общего пользования. Наличие возможности получить страховое возмещение по мелким повреждениям без предоставления документов из компетентных органов позволяет лизингополучателю не выводить технику из эксплуатации на долгий срок.
В своем выступлении начальник отдела маркетинга компании ONZA Юлия Алексеева затронула особенности ребрендинга лизинговой компании. Компания ONZA ранее носила название "Атлант-М Лизинг", но с этого года является независимой, что требует специальной программы развития, особенно в условиях нынешней конкуренции на рынке лизинга, а также трудностей с привлечением финансирования.
Выступление директора по развитию компании Europlan Александра Михайлова было посвящено в частности вопросам финансирования лизинговых компаний, а также политике компании Europlan по привлечению финансирования.
Итогом форума стало обсуждение новых поправок в Налоговый кодекс. Они вступают в силу с 1 января 2009 года и касаются вопросов ускоренной амортизации автомобилей и применения понижающего коэффициента.