Автомобильный рынок вынужден сегодня искать пути выживания в условиях всестороннего нагнетания информационной паники, которая подрывает продажи. Многие СМИ своими рапортами о сокращении количества выдаваемых кредитов на покупку автомобилей и снижении потребительского спроса на покупку авто вследствие ухудшения платежеспособности никак не вносят ясность в реальное положение дел, но однозначно подрывают существующие предпосылки развития автомобильного сектора страны, которые существовали в российской экономике до последнего времени.
Попытка отделить мифы, рожденные паникой, и реальность относительно того, какое видение возможного сценария развития автодилерского, автокредитного и автострахового рынка в 2009 году правильное, обсуждалось 5 декабря 2008 года в рамках II Всероссийской конференции "Авто: страхование и кредит "IC AUTO 2008" (www.auto-insurance-credit-conference.ru), организатором которой выступило агентство по связям со СМИ и PR в области страхования Shadursky Promotion (www.shadursky.ru).
Участники Конференции в ходе обсуждения затронули такие темы, как: поддержание и рост рынка автодилеров в условиях снижения потребительского спроса, проблемы производства и продажи автомобилей в РФ, итоги и перспективы автомобильного рынка России в 2008 году, кредитование и страховое сопровождение покупки авто. Практические действия государства по поддержке авторынка.
6-7 млрд долларов в 2008 году будут недополучены в автомобильном секторе
В России сейчас насчитывается 30 млн. легковых автомобилей. По итогам 2007 года доля автомобилей LADA на российском рынке составляла 28,2 %. Около трети российского автопарка – это автомобили различных иностранных марок, среди которых лидируют Toyota, Nissan и Ford. Среди иномарок наибольшим спросом у российских потребителей пользуются бренды Chevrolet, Ford, Hyundai, Toyota, Nissan, Renault и Mitsubishi.
Прогнозы экспертов о дальнейшем огромном росте сегодня, конечно, сомнительны. "До середины 2008 года на долю автокредитов приходилось порядка 50 % от общего объема продаж новых автомобилей", - сообщает заместитель генерального директора аналитического агентства "Автостат" Сергей Удалов. - Сейчас объем выдачи кредитов на покупку автомобилей существенно сокращается. В итоге это может привести к сокращению объема рынка на 25-30 %".
|
"Таким образом из 2,85 млн. новых иномарок, проданных в этом году, 1,3 млн. приобретено в кредит, что составляет менее 50 % от общего количества проданных машин. Но уже сейчас, по прогнозам "Автостата", рынок от продажи автомобилей недополучит как минимум 6-7 млрд. долларов, так как достаточно серьезный объем обеспечивался именно кредитными средствами", - резюмирует руководитель оргкомитета второй ежегодной конференции "Авто: страхование и кредит" IC AUTO 2008 Егор Шадурский. |
Панические настроения в отношении страхования КАСКО и ОСАГО
Президент Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада Евгений Дубенский отметил, что влияние кризиса на рынок страхования отражается как на потребителях страховых услуг КАСКО и ОСАГО, так и на самих страховщиках: "Проблемы у наших клиентов – падение страховых премий у нас". Среди негативных моментов он отметил снижение общей деловой активности, пессимизм на рынке, неуверенность клиентов в будущем, а значит изменение их планов развития. Падение объема продаж новых авто как за наличные деньги, так и в кредит, повлечет за собой снижение объемов реализации продуктов автострахования. Правда, есть и позитивная тенденция, минимизация накрутки на страховых полисах за счет отказа от высоких комиссионных вознаграждений страховым посредникам — брокерам и агентам.
"Причина проблем страховщиков, - делится мнением заместитель директора ООО "Капитал-полис страхование" Юлия Николаева, - кроется в слишком большой привязанности к банковским структурам и их кредитным портфелям. Особенно зависит от потоков банковских займов автострахование". По мнению эксперта, в условиях жесткой конкуренции падают тарифы, растут выплаты и одним из основных факторов, влияющих на рост выплат, стало увеличение стоимости восстановительного ремонта. Ежегодно для страховой компании он увеличивается на 10-15 %. И сегодня, по мнению Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада, действительно "возможно необоснованное увеличение стоимости нормо-часа и запасных частей". Это повлечет за собой, кроме недовольства страховщиков, либо повышение цен на КАСКО, либо дополнительный рост убытков страховых компаний (в том числе и по ОСАГО).
"Потери в автостраховании уже заметны в связи с сокращением выдачи кредитов", - сетует заместитель генерального директора кредитно-страхового партнера "Нибелунг" Антон Барихновский. - В итоге не достаточно диверсифицированный портфель, перекошенный в сторону автострахования (причём и внутри этого вида поступления по клиентам банков доходят до 60-80% от сборов по КАСКО), даст о себе знать в ближайшее время. Причем стремительное наращивание базы клиентов за счет демпинга может привести к тому, что страховые резервы несколько похудеют".
Можно ли найти ставки автокредита с нулевым процентом?
Ситуация в банковской сфере также не вызывает большого оптимизма. Хотя, по данным присутствовавшего на конференции представителя Альфа Банка, число одобрений на выдаваемые кредиты в их учреждении ничуть не уменьшилось; оно как и раньше составляет 70-80 % от общего числа поданных заявок, но заметна тенденция уменьшения количества автомобилей, проданных в кредит: "Конечно, процентные ставки были подняты, но программы кредитования мы не сворачивали, - уверяет руководитель центра автокредитования "Альфа Банка" Наталья Нагорная, - Потребитель может выбрать наиболее приемлемую для него программу: с 10 % или 0 % взносом".
Есть ли потенциал у автомобильного рынка?
Тем не менее, сидеть сложа руки и ждать спустившегося с неба улучшения компании автомобильного, кредитного и страхового рынков не собираются. Многие аналитики уверены, что в эпоху кризисных настроений на рынке появляются новые возможности развития как для дилеров, так и для потребителей автомобильного сектора.
"Ясно одно, этот кризис как лакмусовая бумага покажет, кто на этом рынке действительно сильный и успешный", - считает генеральный директор автоцентра "Атлант-М Лахта" Павел Копатько.
Какие антикризисные меры и предложения выдают автостраховщики?
"Приятно, что простые граждане не стали отказываться от страхования. Люди понимают, что у них есть возможность защитить то, что у них есть сегодня. Они трезво оценивают ситуацию и живут с перспективами на будущее", - отмечает директор филиала "Первая страхования компания" в Санкт-Петербурге Валентин Смышляев. "В связи с этим мы не прекратим, а, наоборот, активизируем свою работу по заключению новых партнерских договоров с автодилерами, расширив число партнеров в 5 раз, понимая, что каждый из них в нынешней ситуации будет продавать в разы меньше, чем раньше, но такой ход сохранит общий объем продаж", - резюмирует эксперт Первой страховой компании.
Хотя, как разумно замечает заместитель директора ООО "Капитал-полис Страхование" Юлия Николаева, "чтобы выжить в условиях кризиса, страховые компании должны преодолеть чрезмерную зависимость от банков, развивая самостоятельные продажи и улучшая качество услуг". И уже есть мысли о разработке новых продуктов.
"В части рынка страхового сопровождения появятся новые специальные более дешевые продукты со значительно меньшим страховым покрытием, концентрирующиеся на основных рисках, с более узким спектром услуг", - отмечает директор Санкт-Петербургского филиала ЗАО "Страховое общество "АСОЛЬ" Александр Баклушин.
Так, по мнению руководителя Комиссии по страхованию Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" в Санкт-Петербурге Егора Шадурского, в скором времени появятся сегодня неохотно продаваемые продукты КАСКО с условной франшизой в 60 %, если компании смогут решить возможную проблему всплеска страхового мошенничества, возникающую при продаже такого рода очень выгодных для автомобилистов страховых полисов невысокой стоимости.
С возможностью удешевить продукт с помощью франшизы согласен и заместитель генерального директора Кредитно-страхового партнера "Нибелунг" Антон Барихновский: "В этом случае, как минимум, снижаются расходы на ведение дела, ведь большинство страховых случаев - это сравнительно небольшие убытки, но требующие тех же кадровых мощностей, что и при крупных
выплатах. Грамотная разработка новых страховых программ с учётом снижения платежеспособности населения позволит выдержать кризис".
А страховая компания "Северная казна" в условиях кризисных настроений сделала одну из ставок на специальные продукты для женщин. "Новый продукт называется очень по-женски "Автоклубничка", - комментирует генеральный директор СК "Северная казна" Александр Меренков. - Так как это комплексный продукт страхования и помощи на дорогах для женщин, который включает не только страхование от ущерба, повреждения и угона по КАСКО, но и мелкую бесплатную помощь на дороге, такую как прокол колес. Единственное ограничение продукта — он продается только женщинам от 35 лет со стажем вождения свыше 3 лет, являющимся владельцами иномарок. А в качестве подарка некоторые могут получить еще и страховку "Авторезерв" ("добровольная автогражданка") на страховую сумму 600 000 рублей, которая позволит при страховом случае осуществить ремонт ТС в любом автосервисе по выбору клиентки в соответствии
с маркой автомобиля, а при невозможности передвигаться на застрахованном автомобиле вспользоваться эвакуатором бесплатно", - резюмирует Александр Меренков. Может быть кому-то это покажется трогательным и немного смешным, но "Северная казна", заботиться и о здоровье женщин-автомобилистов, предлагая им в подарок право воспользоваться вакцинацией от гриппа.
Будут ли расти или снижаться цены на авто?
В условиях кризиса дополнительные программы придется реализовывать и автодилерам. Тем более что, как сообщил представитель Алтлант-М Лахта, с Нового Года некоторые производители уже объявили об увеличении цен на производимые ими машины. Так что покупать автомобили нужно успевать сегодня, пока в большинстве салонов города действуют специальные акции и скидки.
Что касается недалекого будущего, то, по мнению страховых компаний, активно работающих в связке с автодилерами, нужно будет значительно более серьезно заниматься рынком trade in – сегментом автомобилей, бывших в употреблении, т.к. в условиях экономии средств зачастую такие предложения становятся наиболее интересными, а также масса физических и юридических лиц будут избавляться от части своего парка. Либо пересаживаться на более дешевые автомобили в силу семейных локальных кризисов. И рынок бывших в употреблении автомобилей получит вторую жизнь. "Нужно наладить профессиональную (переквалифицироваться, быть гибким) работу с этим сегментом", - считает директор Санкт-Петербургского филиала ЗАО "Страховое общество "АСОЛЬ" Александр Баклушин.
Возможно, по мнению директора по развитию ГК "Капитал-Полис" Олега Князева, автомобили подешевеют еще и за счет отказа от часто практикуемой добровольно-принудительной установки дополнительных систем безопасности, которые значительно повышают итоговую стоимость. Также, по мнению эксперта ГК "Капитал-Полис", это косвенно повлияет на решение проблемы с длительными очередями на СТО, когда клиент ждет запчасть по три месяца.
Банки могут начать распродажу автодилеровского бизнеса
Дешевые предложения автомобилей на рынке могут появится и в результате бед, которые могут постигнуть некоторые компании. "Дилеры, построившие в 2008 году на заемные средства "автоцентры-дворцы", будут вынуждены столкнуться с тем, что банки-кредиторы будут изымать залоговое имущества заемщиков, неспособных вернуть кредитные деньги, и это имущество, включая автомобильные запасы, будет выставлено на продажу. Банки будут продавать автоцентры, построенные на их деньги. Есть возможность приобрести такой бизнес по дешевке", - констатирует директор филиала СК "Асоль" в Санкт-Петербурге Александр Баклушин.
Банки свернули программы автокредитования, но взамен дали страховой сервис
Что касается банковской сферы, то, действительно, многие банки сокращают программы автокредитования, увеличивают ставки на автокредиты. Тем не менее, появляются и дополнительные услуги, которые позволяют удержать клиента. Так, "Альфа Банк" продвигает программу GAP-страхования, суть которой заключается в том, что клиент, покупая КАСКО и дополнительно GAP-страхование, получает заметную выгоду. Известно, что за три года новый автомобиль в среднем дешевеет на треть. Если через три года после покупки автомобиля произойдет его утрата, то клиент получит выплату по страховке КАСКО, но менее чем 2/3 от первоначальной стоимости автомобиля. GAP-полис возместит разницу между первоначальной стоимостью авто и суммой возмещения по КАСКО в случае его утраты. Таким образом, сумма выплат по КАСКО и GAP-страхованию будет равна стоимости нового автомобиля.
Также один из способов удешевить страховку КАСКО, которым активно пользуются в совместных программах со страховщиками банки, является франшиза. По словам директора филиала "Первая страховая компания" в Санкт-Петербурге Валентина Смышляева, это, с одной стороны, способ удешевления продукта, с другой, выгода и для страховой компании. "Но, к сожалению, клиент как не был готов тогда, так и не готов сейчас к покупке полиса с франшизой – условной или безусловной", - считает Смышляев.
"Несмотря на все позитивные шаги, которые были сделаны правительствами разных стран, сложно рисовать оптимистичную картину для кредитного и страхового рынка, - говорит директор Санкт-Петербургского филиала ЗАО "Страховое общество "АСОЛЬ" Александр Баклушин. Однозначно кредит теперь будет получить сложнее и дороже. Банки будут значительно более внимательно выбирать заемщиков. Получить кредит, например, без первого взноса, - эта услуга канет в Лету".
Уже сегодня страховые компании работают по принципу "все для клиента". Но и этого мало. Как считает начальник отдела организации партнерских и офисных продаж Спб ТУ ОАО "ГСК "Югория" Алексей Кузнецов, "большое значение в условиях кризиса станут иметь партнерские отношения между страховщиками, банками и автодилерами, а также прозрачность компании: "Для установления надежных взаимоотношений, страховщикам нужно жестче относиться к выбору партнеров, а Федеральной службе страхового надзора – усиленно следить за действиями компаний на рынке, что исключит возможность демпинга".
"Возможные проблемы в 2009 году у участников страхового и автомобильного рынков увеличивают значение правильности выбора партнеров, - добавляет Евгений Дубенский. - Роль общественных организаций и профсоюзных объединений также увеличится".
Государственная поддержка авторынка будет?
Достаточно позитивны в своих оценках перспектив и реалий власти Петербурга. По данным Комитета экономического развития, промышленности и торговли Правительства Санкт-Петербурга, несмотря на то, что некоторые инвестиционные программы приостанавливаются, ни производители автокомлпектующих, ни автозаводы, уходить с петербургского рынка не собираются. "Мы вели работу в ручном режиме с каждым из инвесторов, которые заявляли о своем желание работать на территории города. Например, недавно, была встреча с официальными представителями японского консульства", - отмечает начальник отдела анализа стратегического и инновационного развития Комитета по экономическому развитию, промышленной политике и торговле Правительства Санкт-Петербурга Татьяна Тимофеева. - И такая работа продолжается, хотя, безусловно, несколько замедлится".
Татьяна Тимофеева отметила, что потенциальный годовой объем продаж автомобилей составляет 10 млн. штук в год. В реальности цифра намного меньше – около 2,5 млн. Действующие и строящиеся заводы показывают пока до 1 млн. автомобилей. По мнению эксперта, на этом развитие автопроизводств не остановится, ведь Правительство Санкт-Петербурга заинтересовано в том, чтобы крупные заводы работали на территории города, так как спрос на машины еще далеко не насыщен. А предприятия готовы платить налоги и создавать дополнительные рабочие места.
Именно от государства автопроизводители, страховые компании и банки ждут конкретной помощи в условиях кризиса. Так, отмечая сложившуюся кризисную ситуацию в лизинговом секторе на Северо-Западе, руководитель Комитета по страхованию Северо-Западной лизинговой ассоциации Виталий Батов ждет принятия решений, прежде всего, от Ассоциации банков Северо-Запада: "Банки в рамках договоров по сделкам поднимают лизинговым компаниям ставки. А в связи с тем, что сегодня серьезные проблемы с ликвидностью, лизинг так же, как и другие финансовые структуры, встает перед проблемой выживания. Понимаю, что банки точно так же аккредитовались под определенные ставки, и если они их поднимают, то поднимают, соответственно, и им. Необходимо принятие серьезного решения на уровне государства, так как сложившиеся проблемы вызывают, прежде всего, кризис доверия у населения".
Материал подготовлен по итогам
Второй всероссийской конференции "Авто: страхование и кредит" IC AUTO 2008"