Как выживает российский лизинг в условиях кризиса в 2022 году
Перспективы лизинга в России в 2022 году туманны – на фоне западных санкций из страны уходят крупные поставщики, ставки по лизинговым контрактам растут и падают вслед за ключевой. Но некоторые эксперты считают возникшие сложности положительным моментом – например, они могут послужить катализатором перехода на экологически чистую технику. Что ждёт лизинг в России во втором полугодии 2022 года, рассказали эксперты финансового портала Выберу.ру.
Можно ли заменить лизинг кредитованием
Бизнес может взять технику и оборудование в долгосрочную аренду с правом выкупа или получить на это деньги в банке и сразу купить необходимое имущество – это то, чем отличается лизинг от кредита. Если небольшие компании и ИП могут переключиться на банковское кредитование, то для крупных предприятий выгоднее лизинг:
- позволяет сэкономить на процентах;
- снижает налоговую нагрузку;
- помогает получать скидки от производителей или поставщиков.
Конечно, для получения техники или оборудования можно использовать или лизинг, или кредит, но оптимальным для компаний обычно оказывается первый вариант – лизинговыми платежами можно снижать базу по налогу на прибыль (и сам налог), остаточную стоимость оборудования за счёт ускоренной амортизации.
Но иногда банковский кредит может оказаться более выгодным. Это гибкий финансовый продукт, деньги можно получить практически на любые цели, купленная техника или оборудование сразу переходят в собственность компании. Чтобы выбрать лучшее кредитование, сравните предложения банков по основным параметрам – ставкам, срокам, сумме, пакету документов и требованиям к заёмщику.
Упал ли спрос на лизинг
В середине марта 2022 года рынок лизинга в России замер – практически не заключались новые контракты, хотя финансирование по прошлым выплачивалось. Многие лизинговые компании попали под санкции Запада – «ГПБ Лизинг», «ВТБ Лизинг», «Зест Лизинг» и др. Те, что фондируются материнскими банками, оказались в лучшем положении.
Сильно ударило по лизинговым компаниям повышение ключевой ставки, которое повлекло за собой рост лизинговых ставок. Дополнительно на отрасли отразился дефицит техники – поставки западных образцов в страну практически прекратились.
Алексей Киркоров, президент Объединенной лизинговой ассоциации, говорит о падении спроса на лизинг. По его словам, за апрель 2022 года заключено почти 11 тыс. контрактов и передано 19,5 тыс. объектов лизинга – это в 1,8–2,4 раза меньше в сравнении с февралём этого же года.
К падению спроса привели в том числе и увеличившиеся ставки – в среднем с начала кризиса они выросли на 10%, сделав лизинговый платёж больше почти на треть. Сказывается и дефицит имущества, на фоне чего его стоимость значительно выросла. Например, автомобили подорожали в среднем на 20%.
Сильнее всего кризис ударил по авиации. Первые санкции, запрещающие поставку гражданских самолётов и запчастей для них, были введены ЕС и США ещё в конце февраля текущего года. Западных лизингодателей обязали разорвать договоры с авиакомпаниями из России. Но многие самолёты возвращены не были. Например, лизингодателю из Ирландии, дублинской компании SMBC Capital Aviation, пришлось списать 1,6 млрд долларов на фоне потери контроля над своими 34 самолётами, базирующимися в России.
Что будет с лизинговым рынком
Государство предпринимает меры поддержки лизинговой отрасли. Например, 6 июля в третьем чтении Госдума приняла закон, позволяющий досрочно выкупить имущество у лизингодателя без пеней и штрафов, если платежи увеличатся. На прошедшем почти месяц назад ПМЭФ заявлено о создании объединённого АО «МСП Лизинг». Цель компании – повышение доступности лизинга для малого и среднего бизнеса.
Развитие лизинга в России в 2022 году затормозится. В обзоре Национального рейтингового агентства говорится, что, если ситуация в стране кардинально не изменится, количество новых договоров может упасть на 40–50%, примерно на 55% сократится число предметов лизинга.
Количество лизинговых компаний может снизиться на четверть за счёт поглощения региональных участников рынка крупными игроками. В сфере автотранспорта снижение может достичь 60%, меньше пострадают сектор ж/д и водного транспорта. Сектор спецтехники сократится примерно на треть.
Проблемы лизинга в России до конца 2022 года вряд ли будут решены. Хотя эксперты не ожидают прежних темпов роста, рынок постепенно стабилизируется – дефицит предметов лизинга уже устраняется за счёт китайских поставщиков, снизились ставки.
Источник : Выберу.ру
15/07/2022
|