Пришло понимание: в настоящее время в лизинг надо брать только то, что будет приносить доход.
Михаил Владимирович, если говорить о рынке лизинга в целом, насколько оправдываются пессимистичные ожидания? Или кто-то из лизинговых компаний Ярославля преподнес сюрприз?
Среди ярославских лизингодателей сюрпризов не преподнес никто, более того, пропала даже реклама лизинговых компаний.
Говоря же о рынке, можно рассмотреть следующий пример. До кризиса сорок процентов продукции ГАЗа брали за наличные, тридцать – в кредит, двадцать пять – в лизинг, сейчас же, после сокращения производства в три раза, доля покупок в кредит и через лизинг сократилась основательно. Лизинг пострадал в первую очередь - из-за роста процентных ставок по кредитам, необходимости дополнительного обеспечения, общей непредсказуемости ситуации – никто никому не верит.
Улучшение ситуации возможно только для крупных компаний, для которых в приказном порядке было разрешено выдавать кредиты под пятнадцать процентов. Но это очень крупные предприятия, градообразующие. А мелким частникам – никаких льгот, они кредитуются по максимальным ставкам, плюс с них спрашивают обеспечение.
Сократилось ли количество лизинговых компаний Ярославля и за счет чего они продолжают вести деятельность?
Вряд ли оно сократилось, во всяком случае, номинально деятельность ведется – офисы открыты, сайты обновляются. По сути, сейчас жизнь продолжается за счет того, что было наработано ранее. Но из наработанного ранее – много просрочек платежей, изъятия оборудования. На сайтах лизинговых компаний можно найти некоторое количество объявлений с предложениями изъятого имущества, в основном, строительной и дорожной техники.
Доля прострочек по платежам сейчас в районе пятнадцати-двадцати процентов.
Количество заявок на приобретение имущества в лизинг существенно сократилось по сравнению с предыдущими годами, я так понимаю, потому что многие сейчас думают не о развитии, а работают на старом оборудовании; пытаясь сохранить то, что есть, предприятия рассчитываются по текущим долгам. Ведь покупать новое – значит расширять производство, а сегодня основная задача – поддерживать себя на достигнутых позициях.
Например, количество желающих приобрести строительную технику сократилось многократно, да и, судя по объявлениям на сайтах лизинговых компаний, большое количество изъятого имущества – строительная и дорожная техника. Т.е. сейчас на рынке очень велико предложение подержанного оборудования, но нет покупателей. Тем не менее, новая техника, насколько видно по цифрам, несильно упала в цене. Казалось бы, спроса нет, цены должны идти вниз. Но как это может произойти, если цены на электроэнергию выросли для предприятий, кредиты стали дороже и менее доступны.
Насколько ощутимыми стали изменения в Налоговом кодексе, касающиеся амортизационных групп?
Данные изменения сказались только на автомобилях повышенной комфортности. Если раньше они пользовались спросом у лизингополучателей, то сейчас, когда убрали ускоренную амортизацию, к автомобилям интерес пропал. А может быть, уже произошло насыщение, ведь всплеск обычно бывает, когда есть возможность – брали дорогие иномарки, а сейчас все вместе наложилось – и системный кризис, и отмена ускоренной амортизации.
Заключались ли в Вашей компании новые сделки в первом полугодии 2009 года?
Заключались, но существенно меньше. И сам процесс заключения сделки стал более продолжителен. Т.к. увеличился срок рассмотрения заявки лизингополучателя, а это – еще один "минус" сложившейся ситуации. Сделка превратилась в медленный вялотекущий процесс, когда банки не доверяют лизинговым компаниям, лизинговые компании не верят лизингополучателям. Все спрашивают друг с друга документы, которые надо обновлять, смотрят – а как же очередной квартал кризиса сказался на деятельности, не стало ли хуже.
В основном, обращаются самые осторожные, консервативные лизингополучатели, они берут то, что им нужно в первую очередь и обращают внимание на стоимость. Если раньше, когда лизинг был более доступен и распространен, то и размах лизингополучателя был другой - брали много, в надежде, что обороты будут большими. А сейчас – мелкую технику, автомобили не бизнес-класса. Возможно, пришло понимание, в настоящее время надо брать только то, что будет приносить доход. Если говорить об ООО "ИНВЕСТЛИЗИНГ", то в первом полугодии 2009 г. были переданы лизингополучателям ГАЗели, бульдозер, среднего класса иномарка, оборудование для технологических нужд.
Изменили ли поставщики оборудования свою политику в период кризиса: цена, авансы, сроки оплаты?
Обо всех поставщиках сказать нельзя, но, как правило, размер аванса вырос. Если раньше встречались сделки, когда оплата была частичной, то сейчас поставщикам надо подстраховаться. Своего оборудования у них нет – поставщики берут его у производителя, с которым надо рассчитываться. А вдруг лизинговая компания по каким-либо причинам откажется от сделки, или банк не сможет данную сделку кредитовать? Еще один существенный момент – банки сейчас требуют уже подписанный, хотя бы рамочный договор с поставщиком, т.е. дают деньги под конкретную сделку. Соответственно, может получиться и так, что поставщика заверили в возможности приобретения оборудования для лизингополучателя, а от банка последует отказ.
Стали ли отечественные производители предметов лизинга более конкурентоспособны в связи с девальвацией рубля?
Думаю, они сейчас решают совсем другие проблемы. Из года в год мы приобретаем машины и технику одного типа. Сравнивая 2008 и 2009 годы, видно - цены не снижаются. Машина остается практически той же самой, лишь год выпуска поменялся. Соответственно и стоимость растет, как минимум, на уровень инфляции. Аналогов качественных импортных станков у наших производителей нет, поэтому нельзя сказать, что они стали более конкурентоспособны, несмотря на то, что импортная техника привязана к курсу доллара и дорожает более стремительно. В итоге – лишь большая нагрузка ложится на лизингополучателя.
Лизингополучателей же и стоит спросить, почувствовали ли они, что качество продукции 2009 года существенно отличается от продукции прошлых лет.
Сократился или увеличился спрос на лизинг?
Сейчас практически у всех лизинговых компаний есть сайты, а у лизингополучателей – доступ в Интернет. Если лет пять назад лизингополучатель, не раздумывая, бросился бы звонить, то сегодня ему достаточно зайти на один-другой сайт, чтобы составить представление. Тем более, многие сайты оснащены лизинговыми калькуляторами – можно самому сделать расчеты. Поэтому, я думаю, за счет Интернета обращений стало меньше, непосредственно с человеком количество контактов сократилось.
Вторая половина 2009 года ожидается более результативной, чем первая?
Да, обычно, конец лета и начало осени – время, когда люди задумываются о приобретении. Но все будет зависеть от поведения банков, появится ли у них желание кредитовать, или же они будут заниматься только проблемой плохих долгов. Всё будет зависеть от размера процентной ставки. Ведь не многие согласятся брать кредит под двадцать пять процентов, если рентабельность производства ниже ставки кредитования. А будут ли ставки снижаться – посмотрим.
На вопросы ответил Михаил Владимирович Блинов,
Начальник финансового отдела ООО "ИНВЕСТЛИЗИНГ"