Для предприятий малого и среднего бизнеса лизинг традиционно более доступен по сравнению с кредитом: требования к заемщику существенно мягче, не нужны дополнительные залоги и поручительства. Однако, останется ли эта услуга столь же доступной сейчас, в условиях финансового кризиса? Этот вопрос обсудили представители лизинговых компаний на круглом столе, прошедшем в "АБН".
Лизинговые компании традиционно работают по трем основным направлениям. От 40 до 50% портфеля лизинговых сделок — это покупка транспорта, в том числе и спецтехники. По мнению экспертов, наиболее быстрыми темпами развивался сектор лизинга строительной и дорожной техники за счет увеличения объемов жилищного, дорожного и промышленного строительства. За последние 5 лет совокупный объем заключенных контрактов вырос более чем в 7 раз.
Второй сектор — это различное оборудование: от офисной техники до сложных технологических линий по выпуску различной продукции. К третьему сектору относится недвижимость, прежде всего коммерческая, которая также активно развивалась последнее время.
"Поскольку лизинговые компании работают с реальными секторами экономики, а не финансируют брокерские компании или фирмы, работающие на фондовых рынках, последствия кризиса в этом смысле пока еще не очень сильно дошли до наших клиентов. Но, к сожалению, это впереди", — говорит Андрей Пушкарев, президент Северо-Западной лизинговой ассоциации. С другой стороны, по его словам лизинговые компании — как профессиональные финансовые посредники — уже почувствовали влияние кризиса ликвидности.
Лизинговые компании уже почувствовали кризис ликвидности.
"Уже сегодня ситуация с финансированием лизинговых операций достаточно непростая, — продолжает эксперт. — Большая часть компаний зависима от фондирования банков, и сейчас мы чувствуем его недостаток. Но в работе с нашими клиентами мы стараемся сглаживать эти негативные последствия, используя собственные средства для реализации своих проектов".
Объемы падают
Объем бизнеса в России, профинансированного при помощи лизинга в 1-м полугодии этого года, вырос всего лишь на 3%. В то время как, скажем, за 9 месяцев 2007 года — он увеличился в 3,2 раза до 5,8 млрд долларов. По прогнозам Андрея Пушкарева, по итогам 2008 года "этот показатель в лучшем случае останется на уровне прошлого года". Во-многом, к этому привел кризис, который начался с конца 2007 года. Банки подняли ставки на кредиты, что сразу отразилось на лизинговых компаниях, поскольку основной источник финансирования лизинговых сделок — это банковские кредиты.
По мнению Марины Воробьевой, финансового директора ООО "Петербургская лизинговая компания", падение объемов лизинговых операций в первом полугодии 2008 года связано не только с кризисом и ростом процентных ставок, но и с изменением основного сектора, в котором заключаются лизинговые сделки.
"Традиционно основной объем лизинговых сделок совершался в автомобильном секторе. К концу прошлого года произошло насыщение этого рынка и сегодня основными клиентами лизинговых компаний все чаще становятся промышленные предприятия", — сказала г-жа Воробьева. "При этом, работать с промышленными предприятиями гораздо сложнее. Период рассмотрения данной сделки несколько дольше. Оценить возможность в случае необходимости повторной продажи промоборудования крайне сложно: в России сегодня практически не существует вторичного рынка оборудования", — добавила она.
Дмитрий Горизонтов, генеральный директор ООО "Петербургская лизинговая компания", согласен с тем, что кризис ликвидности сказался на темпах роста лизинговых услуг.
"Тенденции последних нескольких лет привели к ужесточению конкуренции лизинговых компаний и банков за конкретных клиентов, — считает Дмитрий Горизонтов. — Процедура заключения договоров максимально упростилась. На рынке предлагались разнообразные программы — с нулевым процентом авансового платежа, лизинг с минимальным пакетом документов, лизинг без обеспечения. Безусловно, в настоящее время об этом на какое-то время придется забыть".
По мнению эксперта, нынешняя ситуация позволит несколько стабилизировать рынок лизинговых услуг. Не секрет, что в 2007 году лизинговые компании не очень тщательно оценивали лизингополучателей, и самая большая проблема, которая сейчас может возникнуть у игроков этого рынка — это неплатежи со стороны клиентов.
Поэтому сейчас все лизинговые компании вынуждены будут более тщательно анализировать финансовое состояние компаний — лизингополучателей, оценивая сектор экономики, в котором работает клиент. А также оценивать вероятность возврата вложенных в оборудование средств.
Это подтверждает и Андрей Пушкарев, который говорит о том, что лизинговые компании начинают более тщательно оценивать риски, перенося акценты в своей деятельности на более капиталоемкие сектора рынка и то лизинговое имущество, которое является наиболее ликвидным.
Замерли в ожидании
По мнению экспертов, в данный момент рынок замер и находится в неком ожидании, как будет развиваться ситуация. К январю — февралю она должна стабилизироваться. Ставки повысятся примерно на 1,5%, но на спросе это не отразится, т. к. растущая инфляция позволит лизингополучателям выгодно приобретать оборудование и с более высокими ставками.
По мнению председателя Общественного совета по развитию малого и среднего предпринимательства при губернаторе Петербурга Сергея Федорова, малый и средний бизнес с наименьшими потерями переживет этот финансовый кризис, т. к. его капитализация практически не изменится.
По его словам, в настоящее время 15—17% малых и средних предприятий Санкт-Петербурга используют лизинговые схемы. При этом эксперт отметил, что лизинг особенно выгоден для небольших компаний, т. к. дает ряд выгодных налоговых преференций, а в будущем и преференций по выкупу арендуемого помещения или оборудования в собственность.
Справиться с повышением лизинговых ставок малые предприниматели смогут за счет средств Фонда содействия кредитованию малого и среднего бизнеса, разработанного в рамках программы "Открытое небо". Сергей Федоров предложил использовать бюджетные ресурсы для кредитования лизинговых схем: "Необходимо разработать механизм взаимодействия фонда и лизинговых компаний, который бы предполагал компенсации части затрат по ставкам". Ранее средства фонда не направлялись на лизинговые сделки. В настоящее время общая капитализация фонда составляет порядка 400 млн рублей, однако, по словам г-на Федорова, по договоренности с городскими властями эта сумма может быть увеличена.
В целом, эксперты пока не видят трагедии в происходящей ситуации. Безусловно, она сложная, но кризисные явления всегда оздоравливают экономику. Через какое-то время произойдет стабилизация рынка, и все вернется "на круги своя".