лизинг; кредит-аренда; проект документов
лизинговая компания
 

 

Консалтинг и программы


Обновлен сборник программ для лизинга: 100 калькуляторов в MS Excel , методики и примеры лизинговых расчетов >>>

Кредитная программа от Российского Банка Развития для лизинговых компаний >>>

Программа "Индепендент Лизинг": "Приобретение действующих лизинговых портфелей или единичных договоров" >>>

Программа "Абсолют Лизинг": "Приобретение части лизингового портфеля" >>>

 

Анонсы событий


Все объявления о запланированных конференциях, семинарах, тренингах и других тематических мероприятиях по лизингу в образовательном разделе сайта >>>

 

Апрель 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
 

Новое на сайте


Аналитический материал "Юниаструм Лизинг": "Точки роста" и инвестиционный потенциал российской экономики в 2010 году. >>>

В правовом разделе дополнена подборка материалов судебной практики за 2008-2009 годы >>>

Разделы материала "Кредитные рейтинги лизинговых компаний (пример США)":

» Предисловие к риск-модели оценки капитала

» Риск-модель оценки капитала финансовых компаний

» Развитие риск-модели оценки капитала

» Модель оценки рисков секьюритизации

Статья: Лизинг в кредит-кранче; рассуждения и тезисы >>>

 

Наши услуги
Квалификационные работы:  

» лизинг - диплом и доклад

» кандидатская диссертация

» докторская диссертация

Маркетинг и реклама в Internet:

» реклама на баннерах

» маркетинговый комплекс

Все услуги:

» в разделе "СЕРВИС"

 

Новые возможности лизинга для малого бизнеса. Виктор Газман, Генеральный директор компании "Гарантинвест" / Журнал "Лизинг Ревю" номер 3-4 2000 год.
Новые возможности лизинга для малого бизнеса.

Развитие малого предпринимательства в России имеет чрезвычайно важное экономическое, социальное, политическое значение, поскольку формирует средний класс собственников - основу стабильности и устойчивого повышения благосостояния всего общества. В основе этого процесса находится постоянное техническое развитие и оснащение производственной базы.

Первоначальный период формирования российского малого предпринимательства отмечался относительной инвестиционной активностью. Средства, направляемые в этот сектор экономики на обновление основных фондов, превышали средний уровень по стране. Что, впрочем, больше свидетельствовало не столько об успехах малого бизнеса, сколько о слабой всероссийской инвестиционной привлекательности.

Вместе с тем к середине девяностых годов превосходство малого предпринимательства растаяло. Наметилась тенденция отставания от среднего народнохозяйственного уровня. Это было обусловлено прежде всего тем, что субъекты малого предпринимательства находятся в невыгодном положении на финансовом рынке и испытывают определенную дискриминацию со стороны банков по сравнению с иными, более крупными заемщиками. Кредитные учреждения зачастую отказывают малым предприятиям в предоставлении ссуд. Процентные ставки по кредитам очень высоки. Кредиты предлагаются на слишком короткий срок, недостаточный для организации производства на основе приобретаемого оборудования. Отсутствие отсрочки при уплате процентов и основной суммы кредита также затрудняет реализацию инвестиционных проектов. И даже несмотря на это, в сфере малого предпринимательства создавалось около 12 процентов валового внутреннего продукта России. В Москве почти треть налогов собиралось с малых предприятий.

Однако как бы ни хотелось власть предержащим, но внутренние резервы малого предпринимательства оказались быстро истощенными, так как их и было-то не так много. Активно заговорили об использовании лизинга как нового финансового инструмента, способного вдохнуть жизнь в малый бизнес.

Действительно, финансовый лизинг во многом способствует решению проблем технического вооружения и перевооружения, развития производственной базы малых предприятий. Лизинг обеспечивает получение оборудования без его полной оплаты, позволяет организовать новое производство без привлечения крупных финансовых ресурсов. Лизингополучатель решает вопросы приобретения оборудования и его финансирования почти одновременно. Лизинговое имущество может рассматриваться лизингодателем как обеспечение по сделке. Все это имеет место, но, к сожалению, в небольших пока объемах.

Стали обсуждаться различные нормы государственной помощи лизингу в малом предпринимательстве. Помню, в июле 1995 года на Всероссийском семинаре "Лизинг как эффективная форма поддержки малого предпринимательства" я говорил о необходимости создания с участием государства лизинговых фондов, занимающихся не вспомоществованием отдельных лизингодателей, а предоставляющих гарантии для проведения лизинговых операций.

На следующий год появился указ Президента Российской Федерации, в котором отражались предложения многих специалистов и предусматривалось предоставление государственных гарантий на сумму не менее 200 млн. долл. иностранным кредитным организациям, выделяющим кредиты на поддержку малого предпринимательства, а также около 40 млн. долл. (в пересчете) Федеральному фонду поддержки малого предпринимательства для его формирования и предоставления гарантий для получения кредитов малым предприятиям. Предусматривалось также предоставление налоговых льгот банкам, лизинговым и страховым компаниям, обеспечивающим кредитно-инвестиционное обслуживание малого бизнеса. Субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовалось выделять на поддержку малого предпринимательства средства в размере 0,5 процентов годовых доходов соответствующих бюджетов и предусматривать предоставление налоговых льгот, стимулирующих развитие малого предпринимательства. Все эти меры, во многом пока не реализованные, по-прежнему актуальны.

В настоящее время объектами лизинга для малых предприятий являются различные виды мини-заводов - по переработке мяса, молока, изготовлению пива, напитков, растительного масла, хлебобулочных изделий, строительных материалов; пекарни, типографии, фотомастерские, транспортные средства и т.д.

Работа по подготовке и проведению лизинговых операций с субъектами малого предпринимательства показала особенности и сложности данного вида бизнеса - это прежде всего возникающие различного рода риски, низкий уровень залогоспособности многих потенциальных лизингополучателей, из-за чего затруднен поиск необходимого обеспечения для проектируемой лизинговой сделки.

Идея оказания помощи российскому малому и среднему предпринимательству в организации и налаживании экономического механизма приобретения оборудования, необходимого для развития производства, отражена и в проекте Tacis (SMEREG 9602) "Финансовая схема для российского малого предпринимательства (финансирование оборудования)".

Для реализации этой цели авторы настоящего проекта провели большую подготовительную аналитическую работу, в ходе которой сумели точно определить и сформулировать основные проблемы, с которыми сталкиваются российские малые предприятия в процессе поиска источников финансирования для приобретения оборудования. Это чрезмерные требования кредиторов к гарантийному обеспечению, высокие процентные ставки, краткосрочность выдаваемых кредитов, слабые возможности региональных банков и т.д.

Чтобы преодолеть эти проблемы, специалистами Tacis была разработана оригинальная Финансовая схема для российского малого предпринимательства. Она базируется на использовании давно и хорошо апробированного в экономически развитых странах мира механизма финансового лизинга. Эта Схема адаптирована к российским условиям. Финансирование лизинговых операций рассчитано на сроки, до 5 лет.

Схема, в основном, базируется на деятельности трех групп участников: Регионального гарантийного агентства. Региональных лизинговых компаниях во взаимодействии с местными организациями, которые будут осуществлять финансирование инвестиционных проектов и западной лизинговой компании "Запад-Восток Лизинг", которая будет расположена в одной из стран Европейского Союза, и будет за счет получаемых кредитов приобретать необходимое оборудование и поставлять его по лизингу в Россию.

Презентация проекта Tacis прошла на Всероссийском совещании по вопросам государственной поддержки малого предпринимательства 22-23 февраля 2000 года в Новгороде Великом.

Концепция разработчиков этого проекта построена на основе одного из видов финансового лизинга -так называемого leverage leasing (леверидж лизинг), предусматривающего воздействие "рычага" и позволяющая привлечь для финансирования участников проекта необходимые дополнительные средства, существенно превышающие первоначально собранный капитал.

Такая форма лизинга называется еще акционерной, то есть лизингом с большим количеством участников и привлечением кредитных средств у ряда финансовых институтов, банков, а также страхованием лизингового имущества и возврата лизинговых платежей с помощью страховых пулов.

В зарубежной практике леверидж-лизинг считается наиболее сложным. Ему присуще многоканальное финансирование. Специфической особенностью этого вида лизинга является то, что лизингодатели обеспечивают лишь часть суммы, которая необходима для покупки объекта лизинга. Эти средства привлекаются и аккумулируются путем выпуска акций и распространения их среди инициаторов проекта. Оставшаяся часть контрактной стоимости объекта лизинга финансируется кредиторами (банками, другими инвесторами).

С учетом указанных выше принципов специалистами Tacis было определено, какие структуры необходимо создать и какую использовать организационную схему взаимодействия между ними. При этом было принято одно очень важное и правильное решение - наиболее полно использовать в конкретных проектах уже действующие предприятия и организации как в России, так и за рубежом.

Создание Регионального гарантийного агентства будет осуществляться с помощью местной администрации, регионального подразделения Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, региональных банков, страховых компаний, местных инвесторов. Такой подход позволяет в наиболее полной мере учесть значимость каждого инвестиционного проекта для республики, края, области, города, поселка, его воздействие на всю инфраструктуру, местные особенности, обычаи, менталитет, социально-экономические условия, личностные и другие факторы.

Активное использование в проекте Tacis возлагается на региональные лизинговые компании. Это также позволяет напрямую увязать местные интересы с конечными результатами инвестиционного проекта. Авторы приняли во внимание, что к февралю 2000 года из 1183 российских компаний, получивших лицензии на право осуществления лизинговой деятельности в Российской Федерации, примерно 60 процентов зарегистрированы вне Москвы и Санкт-Петербурга. Из этого числа примерно 25 процентов (по оценкам Государственной регистрационной палаты при Министерстве юстиции РФ) уже занялись лизинговым бизнесом.

Следовательно, учитывалось, что в 87 субъектах Российской Федерации уже действует 170-180 лизинговых компаний. Предложенная авторами Финансовая схема позволяет опереться на потенциал этих компаний, имеющиеся взаимосвязи с местными производственными, финансовыми, политическими структурами, органами исполнительной власти.

В некоторых регионах Российской Федерации осуществляется проработка организации так называемых путовых схем межрегиональных лизинговых центров, в частности, в Нижегородской, Самарской областях. Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства участвовал в формировании уставных капиталов этих компаний, формировании пулов, выдаче кредитов. Однако данных средств было явно недостаточно для развития лизинга в малом бизнесе.

Эти обстоятельства также были учтены разработчиками. Поэтому в Финансовой схеме было предложено объединить усилия нескольких регионов в одном проекте, например, принадлежащих к уже действующим межрегиональным ассоциациям "Северо-Запад", "Сибирское Соглашение", "Большая Волга". За счет этого удастся сократить возлагающуюся на отдельные регионы финансовую нагрузку при создании акционерной компании "Западно-Восточный Лизинг".

Место дислокации этой компании выбрано удачно: Люксембург - Бельгия. Такое решение позволит, с одной стороны, сократить налогообложение, а с другой стороны, находиться в постоянном взаимодействии с руководством международных финансовых организаций, банков, поставщиков оборудования, находящихся здесь же или в 1-3 часах езды. Кроме того, такое расположение повысит мобильность представителей российских регионов и специалистов лизинговых компаний для установления и поддержания необходимых контактов.

Стратегически важным для успешной реализации проекта является установление долговременного взаимодействия с западными финансовыми институтами. В этой части большая работа уже проведена. Предусматривается участие Европейского Банка Реконструкции и Развития (EBRD), Международной Финансовой Корпорации (IFC) - Члена Группы Всемирного Банка, Банка Societe Jenerale и др. Это очень важно. Дело в том, что перечисленные выше финансовые институты, помимо того, что они являются хорошо известными в мире, очень солидными и мощными кредиторами, они имеют большой опыт организации лизингового бизнеса.

Так, с участием EBRD были созданы ряд лизинговых компаний в странах Центральной и Восточной Европы, Узбекистане (Ташкенте) и России (Москва, Ростов-на-Дону). Однако необходимо иметь в виду, что Европейский Банк Реконструкции и Развития, как правило, участвует своим капиталом в инвестиционных проектах только на одну треть. Остальные две трети должны быть собраны другими инвесторами. Тем самым распределяются риски между всеми участниками, и появляется возможность осуществлять финансирование значительно большего числа инвестиционных проектов.

Международная Финансовая Корпорация участвовала в создании большого количества лизинговых компаний в разных странах мира и в России, привлекая для этого западный капитал. В конце 1999 года было подписано инвестиционное соглашение между IFC и Douthe Leasing (одной из крупнейших в Германии и Европе лизинговых компаний), в результате которого в России была создана и начала действовать компания "Дойче Лизинг Восток". Международная Финансовая Корпорация осуществляет финансирование в объеме 20 процентов от общей стоимости инвестиционных проектов.

Всемирно известный банк Societe Jenerale создал одну из наиболее разветвленных в мире лизинговых Структур - Sogelease, включающую 27 лизинговых компаний, одна из которых, находящаяся в Вене, уже работает с российскими лизингополучателями.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что на Западе практикуется открытие лизингополучателем счета в банке и накопление на нем 25-30 процентов стоимости имущества, сдаваемого в лизинг. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1998 года № 1020, утвердившего "Порядок предоставления государственных гарантий на осуществление лизинговых операций", предусмотрено, что размер государственных гарантий, выделяемых кредитору лизингодателя, составляет до 40 процентов фактически предоставляемых для реализации лизинговой операции средств. Остальные 60 процентов должны изыскать непосредственно лизингополучатель и привлекаемый в проект банк-кредитор.

Таким образом, можно говорить о том, что специалистами Tacis был достаточно продуман состав и объемы участия сторон в Финансовой схеме для российского сектора малого и среднего предпринимательства.

Авторы предусмотрели несколько вариантов финансирования и предоставления гарантий участникам лизинговых проектов. Причем замыслено несколько степеней защиты от рисков. Это осуществляется прежде всего на стадии отбора проекта, затем на стадии предоставления гарантий, далее на стадии финансирования (участие нескольких российских и зарубежных инвесторов) и, наконец, на стадии реализации проекта.

В проекте предусмотрено, что Финансовая схема предоставляет три дополнительных уровня защиты помимо самого оборудования, собственником которого является лизингодатель. Этим Финансовая схема Tacis существенно отличается от других ныне действующих схем финансирования приобретения оборудования.

В настоящее время выделяемые бюджетные средства не имеют такого рода страховок. В результате возникает ситуация, которую можно проиллюстрировать на примере лизинговой компании "Росагроснаб" - одной из крупнейших в Российской Федерации. Этой компании принадлежит, пока, российский рекорд заключения новых договоров в течение одного года - 116 млн. долл. (в пересчете). Компания работает с лизингополучателями в агропромышленном комплексе России с помощью бюджетных средств. Вместе с тем по сообщениям руководства этой компании, возвратность лизинговых платежей составляет 80%. Такого рода показатели также являются рекордными (со знаком минус) для российского лизингового рынка. Понятно, что никакая чисто коммерческая (небюджетная) лизинговая компания не станет работать в таком режиме и с такими результатами.

По моему мнению, на первой стадии (при отборе проектов) Региональному гарантийному агентству следовало бы организовать следующую работу:

- отбор и экспертизу экономической эффективности лизинговых проектов на основе заявок представителей малого предпринимательства;

- определение комплектности необходимых видов оборудования и оптимальных условий поэтапности их поставок в зависимости от общего плана развития малого предприятия;

- определение ликвидности и лизингуемости оборудования, которое в случае невыполнения обязательств по договору лизинга может быть изъято у одного лизингополучателя и реализовано другому;

- определение количества новых рабочих мест, которые будут созданы в ходе реализации лизинговых проектов;

формирование единого информационного банка данных по лизинговым проектам для малого предпринимательства, базирующегося на использовании технологии Интернет, с материалами о технике, оборудовании, интересующих потенциальных клиентов и предоставляемых на условиях лизинга, предприятиях-заказчиках, поставщиках, изготовителях техники.

Считаю, что работа Региональных гарантийных агентств должна строиться на основе пуловых схем с долевым участием администраций регионов, межрегиональных, регионально-муниципальных лизинговых центров, лизинговых и страховых компаний, банков, поставщиков и получателей оборудования по лизингу с учетом льгот, предоставляемых для лизинговой деятельности в регионах, пропорций и объемов финансирования, предоставляемого Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства.

Специалисты Таек также учли, что в Федеральном законе от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ "О лизинге" (ст. 36) предусматриваются меры государственной поддержки деятельности лизинговых компаний на федеральном и региональном уровнях. Однако при этом законодатель не предусмотрел норм прямого действия. Вот почему в регионах начался процесс самостоятельного регулирования развития лизингового бизнеса. В частности, в республиках Бурятии, Коми, Татарстан, Удмуртии, Ханты-Мансийском национальном округе. Белгородской, Воронежской, Иркутской, Ленинградской, Московской, Ростовской, Тюменской областях, Москве, Санкт-Петербурге приняты законодательные и нормативно-правовые акты, стимулирующие развитие лизингового бизнеса посредством предоставления определенных льгот:

- на прибыль, полученную от реализации договоров лизинга со сроком действия не менее трех лет;

- на имущество;

- на пользователей автомобильных дорог;

- на приобретение автотранспортных средств;

- на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы;

- за пользование землей и иными природными ресурсами.

Кроме того, субъектам лизинга, зарегистрированным на территории региона, дополнительно, наряду с применением механизма ускоренной амортизации, установленного в Федеральном законе от 29 октября 1998 года № 164-ФЗ "О лизинге", предоставляется право списывать в первый год эксплуатации оборудования в качестве амортизационных отчислений до 35 процентов первоначальной стоимости основных фондов, срок службы которых составляет более 3 лет.

Банки и другие организации, участвующие в лизнговых проектах, освобождаются от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от предоставления собственных и/или привлеченных средств на срок 3 года и более для реализации операций лизинга, в части средств, зачисляемых в бюджет региона.

Принятие региональных нормативно-правовых актов направлено на развитие инвестиционной лизинговой деятельности на территориях республик, краев, областей Российской Федерации; создание режима наибольшего благоприятствования для отечественных и зарубежных инвесторов и предоставления им необходимых гарантий; внедрение новой техники и технологий; решение социальных вопросов путем создания новых рабочих мест; согласование интересов производителей и потребителей, банков, страховых, лизинговых компаний; ускоренного расширения базы налогообложения; пополнения доходной части республиканского (краевого, областного), местного, муниципального бюджетов; увеличение прибыли предприятий; роста заработной платы.

Таким образом, проект Tacis становится, по сути, одной из форм реализации государственной поддержки развития лизинга.

На следующем этапе Региональным гарантийным агентствам во взаимодействии с Региональными лизинговыми компаниями целесообразно заняться (в рамках комплексной системы приема капитала для отобранных лизинговых проектов) следующей работой, включающей:

- согласование параметров и условий инвестиционных проектов с подготовкой рекомендаций для получения целевых кредитов под закупку необходимого лизингополучателю оборудования;

- проработку предложений для компании "Западно-Восточный Лизинг" по схемам финансирования лизинговых проектов;

- согласование условий и схем платежей лизингополучателя (малого предприятия) лизингодателю, учитывающих реальные сроки поставки оборудования, его монтаж, проведение пусконаладочных работ и вывод на проектные мощности, обучение специалистов работе на данном оборудовании;

- планирование реинвестиций возвращаемых средств в новые лизинговые проекты поддержки предприятий малого и среднего предпринимательства;

- проработку схем предоставления гарантий регионов, правительства, российских банков, страховых компаний, агентств по страхованию инвестиций по прошедшим экспертизу лизинговым проектам;

- оценку условий импортеров - поставщиков оборудования для лизинговых операций, с целью проверить, отвечает ли закупаемое оборудование современным требованиям к качеству и мировому уровню по своим потребительским свойствам.

Для лизингодателей и лизингополучателей важно, чтобы цены на лизинговое оборудование, определяемые договаривающимися сторонами, не были завышены по сравнению с рыночными. Планируемое для предоставления в лизинг оборудование не должно конкурировать с российским. Следует проводить контроль за качеством приобретаемого оборудования путем обобщения замечаний и претензий лизингополучателей в процессе эксплуатации оборудования, а затем передавать эту информацию отечественным и зарубежным поставщикам.

Необходимо учитывать, что лизингополучатель в большинстве случаев не сможет самостоятельно управлять организацией всего процесса лизинга. Западная лизинговая компания также сама не сможет этого сделать. Нужно хорошо знать экономические, правовые российские условия, порядок взаимодействия федеральных и региональных органов, иметь своего представителя в России, контакты с банками и страховыми компаниями и т.д.

Специалистами Tacis были внимательно проанализированы и математически обоснованы ключевые параметры проекта:

- минимальная величина рычага (leverage), то есть необходимый объем привлекаемых средств финансирования;

- виды и объемы страхования (с учетом зарубежной и российской статистики невозврата лизинговых платежей);

- пропорции распределения рисков участников проекта, а также ряд важных технических аспектов, необходимых для успешной реализации проекта.

Вопрос гарантий остается ключевым для лизинга с участием малых предприятий. Необходимо разделение риска между государством и другими участниками лизинговых проектов. Гарантийные фонды могут выступать в качестве страховщиков, предоставляя гарантии межрегиональным, регионально-муниципальным лизинговым компаниям по возврату им лизинговых платежей от лизингополучателей.

В связи с этим специалисты Tacis сделали правильный вывод о том, что необходимо использовать бюджетные деньги не столько для финансирования незначительного количества отдельных инвестиционных проектов, сколько для формирования гарантийных фондов, позволяющих привлечь значительно большее количество средств за счет увеличения плеча рычага (leverage).

При формировании уставного капитала создаваемой компании "Западно-Восточный Лизинг", разработках различных схем финансирования проектов, схем поставки оборудования в режиме сублизинга потребуется дополнительная правовая проработка вопросов валютного и таможенного регулирования, определения наиболее предпочтительных вариантов с точки зрения действующих в России законодательных и нормативных актов по вопросам налогообложения. Это целесообразно будет сделать для минимизации общей стоимости лизинговых проектов.

Необходимо отметить еще два очень важных момента, свидетельствующих о достоинствах проекта Tacis.

Первое. Для любого потенциального заемщика (лизингополучателя) проектом предусматривается предоставление необходимого обучения и оказания соответствующей помощи в обосновании и подготовке заявки в лизинговую компанию. Этот аспект очень важен, поскольку в настоящее время при обращении в большинство лизинговых компаний от потенциальных лизингополучателей в обязательном порядке требуют бизнес-план проекта. Если разработку бизнес-плана сделать на заказ, то такого рода работа является дорогостоящей услугой. Для самостоятельной разработки бизнес-планов специалистам малых предприятий требуется серьезная специальная подготовка. Бесплатное предоставление такого рода услуг несомненно принесет популярность проекту.

Второе. В проекте предусмотрен вполне посильный для большинства регионов минимум средств, позволяющих стать акционерами компании "Западно-Восточный Лизинг" - 1 млн. Евро. Опыт работы по аналогичным проектам в странах СНГ свидетельствует, что, как правило, эта цифра в десятки и даже в сотни раз больше.

При таком минимальном вкладе "рычаг" с коэффициентом 5-10, а это, с точки зрения мировой практики, достаточно скромный уровень для данного показателя, позволит привлечь в конкретный регион инвестиции в форме лизинга в размере 5-10 млн. Евро. Причем успешный первоначальный опыт позволит регионам найти более крупные суммы, в том числе и за счет отдачи от первых проектов, и тем самым увеличить свое участие в акционерном капитале.

В проекте Таек обозначены пока только предварительные количественные оценки по условиям предоставления кредитов, гарантиям и обязательствам участников. Эти критерии, по-видимому, будут уточняться, корректироваться с учетом конкретных условий каждого проекта, состава участников, текущей и перспективной рыночной стоимости кредитных ресурсов, региональных особенностей и других факторов.

Однако уже сейчас можно говорить о наличии достаточно продуманной математической модели проекта, позволяющей быстро и наглядно провести расчеты стоимости финансирования для лизингополучателя, оценить риски, учесть условия кредитования, страхования, в том числе хеджирования.

Считаю, что предложенная специалистами Tacis Финансовая схема может стать полезной и эффективной для российского сектора малого и среднего предпринимательства. Для этого необходимо, чтобы все участники проекта (российские и зарубежные) четко осознали механизмы привлечения инвестиций, предоставления гарантий, принимаемых обязательств и ясно поняли свои интересы.

 

<<< Следующий материал | Предыдущий материал >>>
 

 

Объявления




 

 

Рекомендуем


» Новости на E-mail

» Итоги опросов по лизингу

» Кредит-аренда [лизинг]

» Партнеры 2005-2006


» Партнеры 2007-2008


 

 

© UNLEASE.ru Проект начат 01-10-1999, редакция от 01-12-2011, автор проекта Дмитрий Лелецкий  

При использовании материалов давайте ссылки на "проект документов о лизинге" http://unlease.ru