Московский авиакосмический салон проходит уже в седьмой раз. Обычно первый день - это официоз и красочная презентация, а контракты подписываются ближе к концу «ярмарки». МАКС-2005 стал исключением.
В первые же часы работы авиасалона было подписано соглашение между Россией и Индией - на разработку, сборку и поставку 250 реактивных двигателей для учебно-тренировочных самолетов. После право на лицензионный выпуск таких моторов будет передано Индии.
Юрий ЛАСТОЧКИН, гендиректор НПО «Сатурн», которому предстоит выполнять работы, назвал контракт беспрецедентным: «Впервые современный двигатель делается в России на деньги иностранного заказчика».
По мнению экспертов, сделка может принести $1 млрд. Однако перспективы российского авиапрома они оценивают сдержанно.
- США в ближайшие годы выйдут на рынок с самолетами нового поколения, - говорит Владимир САЛЬНИКОВ, аналитик Центра макроэкономического анализа. - А наши традиционные покупатели - Китай и Индия - наступают нам же на пятки, осваивая выпуск военной техники у себя. Если в ближайшие 4 - 5 лет мы не сможем предложить принципиальных новинок, российская ниша на мировом авиарынке критически сузится.
Активность, с которой на МАКСе-2005 заключаются крупные и штучные сделки, все-таки вселяет надежду, что на нашем авиапроме рано ставить крест. Несколько российских перевозчиков вместо иномарок - «Боингов» и «Аэробусов» - пожелали взять в лизинг в общей сложности 30 пассажирских Ан-148 (это новый российско-украинский лайнер) и Ту-204 (их строят в Казани). Еще 6 таких «тушек» улетят в Китай.
Вчера же на авиасалон пожаловал король Иордании Абдалла II - заправский снайпер, аквалангист и пилот, умеющий управлять вертолетом и истребителем. Иорданский монарх осмотрел выставку вертолетов, посидел в кабине Су-30 и подписал контракт на покупку двух самолетов. Правда, не истребителей, а военно-транспортных Ил-76.
Валерий БУТАЕВ
|