Лизинговые компании отмечают появление новых тенденций на рынке - сегодня спросом у клиентов, особенно представителей малого и среднего бизнеса, начинают пользоваться бывшая в употреблении техника, автомобили и оборудование
Компании малого и среднего бизнеса в последнее время более активно начали проявлять интерес к лизингу. Такова точка зрения ряда участников рынка. Всплеск спроса объясняется рядом причин. По словам гендиректора ГК "АльянсРегион-Лизинг" Евгения Сулимы, тяжелая финансовая ситуация приводит к росту конкуренции внутри каждого звена корпоративного бизнеса. Соответственно, у тех компаний, которые могут предоставить более широкий комплекс услуг в одном ценовом сегменте по сравнению с конкурентами, более выгодная позиция и клиентская база. Кроме того, в условиях кризиса началось активное развитие вторичного рынка. Практически у всех лизинговых компаний имеется изъятая у испытывающих финансовые сложности лизингополучателей б/у техника, которая предлагается новым клиентам по более привлекательным ценам за счет дисконта.
Впрочем, некоторые участники рынка настроены пессимистично в отношении предприятий МСБ. "Лизинг для малого бизнеса пока носит характер декларации, и нет механизмов для его реализации. Банки также могут оказаться в затруднительном положении, поскольку практически все предприятия, находясь в ситуации дефицита денег, вынуждены допускать просрочки по кредитам. А кредитовать предприятие с плохой кредитной историей мало кто будет", - поясняет директор Новосибирской лизинговой компании Олег Киселев.
Тем не менее, о развитии такого направления работы с клиентами, как предложение б/у техники, рассказали практически все опрошенные участники рынка. В АРЛ признались, что это направление является новым для компании, но достаточно востребованным у клиентов. "Если сотрудничество с лизингополучателем было по тем или иным причинам досрочно прекращено и техника возвращена лизинговой компании, мы предлагаем нашим клиентам либо представителям бизнеса, пока не имеющим опыта работы с нами, приобрести ее в рассрочку или взять в аренду с дальнейшим выкупом. Главный плюс предложения в том, что в лизинг можно приобрести технику со значительной скидкой, не отвлекая при этом средства из оборота", - рассказывает Евгений Сулима.
Кемеровское ООО "Лизинг машин и оборудования" также предлагает предприятиям малого и среднего бизнеса передачу в лизинг спецтехники и легковых автомобилей, изъятой у лизингополучателей-неплательщиков. При минимальном авансе в 30% и сроке лизинга 30 месяцев удорожание составит 13,07% (регресс). При авансе в 20% при тех же сроках и условиях - 14,4%.
По ценам, которые могут быть значительно ниже рыночных, предлагает приобретение в лизинг изъятой у недобросовестных лизингополучателей техники и ГК "Интерлизинг". По словам руководителя направления лизинга строительной техники группы Игоря Федорова, это происходит в большей степени за счет того, что по некоторым договорам лизинга убытки составляют сумму меньшую, чем рыночная стоимость, и компания может себе позволить поторговаться с покупателем, снижая цену. Это направление сегодня оказалась настолько интересным, что во II квартале текущего года "Интерлизинг" намерен создать компанию, специализирующуюся на торговле бывшей в эксплуатации техникой.
"Дочерняя компания будет работать с лизинговыми компаниями и банками, заинтересованными в сбыте имущества. Ее основными задачами будут поиск покупателей, а также оказание услуг по доставке, хранению и экспозиции техники, - рассказывает господин Федоров. - Кроме того, в июле мы планируем запустить интернет-портал, объединяющий все оборудование, выставленное на продажу в различных регионах. В первую очередь мы сосредоточимся на реализации автотранспорта и дорожно-строительной техники".
"Да, спрос на б/у оборудование и транспорт со стороны малого бизнеса есть, но реальных покупок нет, в основном предлагаются бартерные схемы", - комментирует Олег Киселев.
Отдельными продуктами, нацеленными именно на МСБ, сегодня могут похвастаться немногие компании. Большинство лизингодателей адаптируют к потребностям клиентов этого сегмента существующие линейки. К примеру, в "CARCADE Лизинг" рассказали, что в настоящее время компания проводит ряд работ по актуализации своих лизинговых предложений с учетом экономической ситуации в стране и меняющихся потребностей малого и среднего бизнеса.
Так, скоро на рынок выйдет новое рублевое предложение лизингодателя, суть которого заключается в пониженном удорожании, в среднем на 4-5% (в зависимости от выбранного графика), предмета лизинга по сравнению со стандартным продуктом компании. "Основным потребителем этого продукта будут представители среднего бизнеса", - прогнозирует директор департамента маркетинга компании "CARCADE Лизинг" Юлия Тарасова. В летний сезон компания также намерена вывести на рынок продукт с расширенной сервисной составляющей. В рамках этой программы возможны самые разные вариации лизинговых графиков. Например, у клиента будет возможность минимизировать ежемесячные платежи до приемлемого для себя уровня и отложить выплату основной части долга на более удобное время.
В "Интерлизинге" продолжают продвигать совместные партнерские программы, обеспечивающие значительные скидки на большую линейку легковых машин, а также на такие марки строительной и грузовой техники, как Mercedes-Benz, MAN, Iveco, Renault, Krone, Kogel, Humbaur и многие другие. "Анализ портфеля и входящих заявок, который мы провели в конце 2008 года, как раз и показывает, что предметы лизинга, востребованные в МСБ, - это высоколиквидное имущество, автотранспорт и строительная спецтехника", - поясняет данное решение Игорь Федоров.