Экономический рост уже начался
Все основные экономические индикаторы указывают нам на то, что 2010 год станет началом нового десятилетия бурного экономического роста
_ |
На основании проведенного нами анализа макроэкономических показателей, можно констатировать, что острая фаза экономического кризиса в России закончилась, появились первые признаки начинающегося подъема.
По предварительным данным Росстата, индекс физического объема валового внутреннего продукта в III квартале 2009 г. относительно II квартала 2009 г. - 113,9 процента. С исключением сезонного фактора, по оценке Минэкономразвития России, в III квартале рост составил 1,1% против снижения в I квартале на 6,7% и во II квартале - на 0,9 процента.
С исключением сезонного и календарного факторов с июня 2009 года сохраняется положительная помесячная динамика ВВП. Наибольший положительный вклад в рост ВВП вносят сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых и торговля.
С августа стало ясно, что кризис миновал и экономика перешла к росту. Сентябрьские данные по промышленному производству указали на темпы роста 20% в годовом выражении — это сигнализирует об уверенном окончании кризиса.
Октябрьские данные свидетельствуют о замедлении спада инвестиционного спроса. С исключением сезонного и календарного факторов рост инвестиций в основной капитал в октябре по отношению к сентябрю составил 0,3% (в сентябре – 0,1 процента).
В октябре реальные располагаемые доходы населения увеличились на 3,9% к соответствующему периоду 2008 года. С начала года их сокращение составило 0,4 процента.
С исключением сезонного и календарного факторов реальная заработная плата в октябре увеличилась на 0,4% по сравнению с сентябрем.
На рынке труда уровень безработицы постепенно снижается – в сентябре уровень безработицы снизился по отношению к августу с 7,8% до 7,6%.
В октябре инфляция на потребительском рынке третий месяц подряд сохраняется на нулевом уровне. С начала года ИПЦ составил 8,1% (годом ранее – 11,6%). Основной вклад в сохранение нулевых темпов роста потребительских цен, как и в предыдущие месяцы, вносит динамика цен на продовольственные товары.
График 1. Динамика основных макроэкономических индикаторов в январе-сентябре 2009г. (по отношению к предыдущему месяцу). Источник: расчеты аналитиков "Юниаструм Лизинг" по данным Росстата.
Однако не может ли весь этот позитив развернуться в обратную сторону при перемене внешней конъюнктуры, которая традиционно считается главным двигателем российского успеха? На наш взгляд, не может.
Уже второй раз (первый — в кризис 1998 года) российское хозяйство показало, что оно складывается как система с очень большим внутренним запасом не только выживания, но и развития. Если всерьез оценить последствия кризиса, то мы увидим, что уже находимся в состоянии интенсивных структурных изменений, которые устойчивы потому, что стимулируются естественным спросом — внешним и внутренним — и являются продолжением инновационных решений, принятых нашими хозяйствующими субъектами еще до кризиса. А именно начавшиеся структурные изменения и есть главное свидетельство того, что кризис позади.
В частности, уже сейчас очевидна активизация экспансии компаний в малые города. Каждая новая волна постсоветского экономического роста была связана с экспансией капитализма из центра в регионы. До кризиса 1998 года весь рынок и весь капитализм были сосредоточены в Москве и Петербурге. После кризиса началась бурная экспансия в города-миллионники и близкие к ним. Сейчас компании очевидным образом нацелились на малые города. Соответствующих решений и сделок уже много, лидером этого процесса является розница, что естественно, так как розница и есть первый канал распространения рынка.
Следующий рыночный сдвиг — расширение сегмента потребления экономкласса. Как и в кризис 1998 года, снижение доходов населения, коснувшееся прежде всего среднего класса, приводит к расширению рынка недорогих товаров и услуг при том же качестве, что и до кризиса. Это открывает простор для компаний, которые за счет умения контролировать издержки способны эффективно обслуживать такой сегмент. Самый радикальный пример появления нового сегмента в условиях экономии денег потребителями — бурное распространение интернет-торговли очень широким кругом товаров, которое развивается невероятно стремительно.
Нельзя не заметить и тренда на привлечение в страну европейских технологий. Проекты такого рода наиболее ярко представлены в автомобилестроении. И хотя сделка с Opel сорвалась, за последние пару месяцев несколько других иностранных автопроизводителей приняли решения о существенном расширении индустриальной базы комплектующих на территории России.
Вообще, рост компаний, использующих новые технологии, скорее всего, станет одним из важнейших трендов новой волны. Конец предыдущего цикла был связан с активной модернизацией технической базы среднего бизнеса, и компании, которые сумели завершить проекты в кризис, сегодня будут быстро наращивать обороты.
Наличие в нашей экономике широкого спектра инновационных трендов показывает, что следующий год будет первым годом нового десятилетнего цикла развития. Для первого года цикла характерен умеренный рост на уровне 3–4% роста ВВП. Если проводить аналогии с прошлым десятилетним циклом, то бурного роста (на уровне 7–10% роста ВВП в год), который уже четко аккумулирует главные новаторские тренды этой волны, надо ожидать в конце 2011-го - начале 2012 года.
Лизинг становится доступнее
Начавшийся рост экономики отражается и в активизации лизинговых операций. Так, в 3-м квартале 2009 года продолжился рост количества заключенных лизинговых сделок.
_ |
График 2. Количество заключенных сделок лизинга, 2009г. Источник: Ассоциация Рослизинг.
Вместе с тем в третьем квартале увеличилась доля заявок на лизинг, получающих одобрение в лизинговых компаний. Одобрение на предоставление лизингового финансирования дается после проведения анализа финансово-экономического состояния заемщика и анализа сделки с точки зрения экономической безопасности.
График 3. Доля одобренных заявок на лизинг, 2009г. Источник: Ассоциация Рослизинг.
Хотя сегодня доля одобряемых заявок существенно ниже, чем до кризиса, этот показатель вырос уже более чем в два раза по сравнению с первым кварталом 2009 года. Это говорит о том, что лизинг становится более доступен для предприятий, а экономическая ситуация у самих компаний – заемщиков улучшается. Безусловно, доля одобряемых заявок в разных лизинговых компаниях отличается, она выше в тех компаниях, которые стремятся наращивать свой портфель и поддерживать высокие темпы своего развития.
Инвестировать пора уже сейчас
Во время кризиса на первый план выходит не вопрос прибыли, а удержания или увеличения доли рынка при минимальной рентабельности, в расчете на прибыль после кризиса. А для этого необходимо осуществлять инвестиции.
_ |
За период, прошедший с октября 2008 г. – начала острой фазы кризиса в России, инвестиционная активность российских предприятий существенно снизилась. Компании переосмысливали перспективы своего бизнеса, а в связи с этим и свои инвестиционные планы.
Безусловно, остались и остаются определенные категории предприятий, чьи инвестиционные намерения не изменились из-за кризиса. Прежде всего, это компании, работающие по государственным контрактам на уровне федерального, региональных или муниципальных бюджетов. Кроме того, это компании, производящие продукцию, цена которой неэластична, а спрос меняется мало (например, некоторые продукты питания, повседневного потребления и т.д.). Сюда же можно отнести и компании, продукция которых стала более востребованной в связи с кризисом в качестве заменителя дорогих продуктов (услуг) (например, недорогие кафе и точки быстрого питания по отношению к ресторанам).
В настоящий момент мы наблюдаем восстановление инвестиционной активности предприятий. Хотя восстановление экономики и, как следствие, восстановление рентабельности бизнеса еще только ожидается, предприятия начинают инвестировать в приобретение основных средств уже сейчас.
В настоящий момент на первый план выходит не вопрос прибыли, а удержания или увеличения доли рынка при минимальной рентабельности, в расчете на прибыль после кризиса. А для этого необходимо осуществлять инвестиции. Кроме того, обычно инвестиционный проект является достаточно долгосрочным; прибыль от него не всегда ожидается в течение первого года. Поэтому ориентироваться на сегодняшнюю ситуацию при планировании инвестиций на 3-5 лет тоже не совсем корректно. Скорее, ориентироваться необходимо на ожидаемые показатели роста экономики, а они достаточно оптимистичные, как показано в начале нашего обзора.
Нельзя забывать и о том, что в большинстве отраслей сохраняется крайне высокий уровень износа основных фондов. В среднем по экономике он достигает 50%, а в отдельных отраслях, например, в сельском хозяйстве – 80%. В некоторых видах бизнеса, например, в такси, полное обновление фондов осуществляется раз в 3-4 года в связи с высокой интенсивностью эксплуатации. Уже только по этим причинам предприятия будут вынуждены продолжать закупать новый транспорт, технику, оборудование – чтобы не произошла остановка бизнеса из-за выбытия имевшихся мощностей.
По действиям ряда компаний – клиентов "Юниаструм Лизинг" - мы можем сделать вывод о том, что уже сейчас начинается борьба за освоение перспективных рынков, при том, что получение прибыли ожидается не раньше второго полугодия 2010 г.
К счастью, в отличие от ситуации в конце 2008 – начале 2009 года, когда большинство лизингодателей остановили финансирование, в настоящий момент предприятия имеют возможность финансирования своих инвестиционных проектов с помощью лизинга.
Потребности и риски лизингополучателей
Если отдельный инвестиционный проект, под который привлечено лизинговое финансирование, не оказался успешным, лизингополучатель должен иметь возможность обеспечить себе максимально безболезненный выход из проекта.
_ |
В сложных экономических условиях риск неплатежей заемщика выше, чем в обычных условиях. Сам заемщик в связи с этим опасается, что может потерять в таком случае аванс по договору лизинга, а также оплаченную часть лизинговых платежей. Действительно, необходимо понимать, что произойдет, если компания-заемщик окажется неспособна платить по лизингу или кредиту. Ответ на этот вопрос определяется двумя ключевыми факторами: будущей стоимостью актива, приобретенного в лизинг (или заложенного под кредит) и характером отношений заемщика с финансовой организацией.
Что касается ожидаемой стоимости активов, тут действуют несколько разнонаправленных тенденций. В начале 2009 г. произошло повышение стоимости импортного транспорта и оборудования, во-первых, по причине ослабления рубля, во-вторых, из-за увеличения тарифов на ввоз импортных автомобилей. В зависимости от дальнейшего развития экономической ситуации решение по повышению тарифов на ввоз импортных автомобилей может оказаться не последней протекционистской мерой по защите отечественного машиностроения. В настоящее время рубль постепенно укрепляется, что ведет и к снижению цен импортных транспорта и техники.
С другой стороны, на снижение стоимости продолжают работать такие факторы, как падение спроса, а в связи с этим и скидки со стороны производителей. Размер скидок не безграничен, поскольку себестоимость машиностроительной продукции достаточно высока. Тем не менее, можно ожидать более сильного снижения цен на вторичных рынках, поскольку при производстве новой продукции производители имеют возможность регулировать цену, ограничивая предложение в соответствии с упавшим спросом, в то время как объем предложения на вторичном рынке остается на прежнем уровне, хотя спрос может упасть в разы. С другой стороны, подорожание валюты и импортных товаров, а также увеличение тарифов, обозначат более высокий ценовой ориентир и для активов на вторичном рынке.
Таким образом, вряд ли следует ожидать резкого подорожания или снижения цены техники и транспорта до конца 2009 года, поскольку повышающие и понижающие факторы в целом нивелируют друг друга. Те активы, которые могли резко подешеветь, уже подешевели в первый период кризиса – в октябре – декабре 2008 года. Прежде всего, речь идет о некоторых объектах коммерческой недвижимости и о железнодорожных вагонах. Цена на вагоны была раздута вследствие постоянно растущего спроса на фоне явного дефицита их производства. Однако подобные ситуации можно отследить путем сопоставления рыночной стоимости и себестоимости производства: здесь не должно быть больших отклонений от пропорций, сложившихся на высоко конкурентных рынках (например, легковых и грузовых автомобилей).
Важный момент – это условия договора лизинга. Они не должны быть грабительскими по отношению к заемщику. Например, условия договора лизинга в компании "Юниаструм Лизинг" учитывают интересы клиента, за счет чего он может спланировать свои расходы и в том случае, если в какой-то момент окажется не способен дальше погашать лизинговые платежи. Заемщик будет знать, какую примерно сумму он потеряет в таком случае и насколько окупится использование имущества, если он перестанет платить через год, два или три. В пессимистичный сценарий расчета можно заложить определенное снижение цены техники в будущем. Планирование инвестиций с учетом возможности дефолта – это разумный подход в текущих условиях, он позволяет предпринимателю ограничить возможные убытки, или гарантировать минимальную прибыль, которая будет получена даже при неблагоприятном развитии ситуации.
Иногда проблема для лизингополучателя состоит в том, что не все лизингодатели лояльно относятся к расторжению договора лизинга до истечения установленного в нем срока. Исключение может составлять возможность досрочного выкупа имущества лизингополучателем, порядок которого обычно регламентируется договором. Однако в условиях кризиса более актуальным является вопрос вынужденного прекращения лизинговых платежей лизингополучателем, когда о досрочном выкупе речи не идет. Проблема для лизингополучателя состоит в том, что он не может просто вернуть имущество лизингодателю, даже потеряв все перечисленные ранее платежи. По договору он обязан погасить весь график лизинговых платежей. Поэтому, если лизингодатель видит, что лизингополучатель фактически имеет доходы, позволяющие погашать лизинговые платежи, или хотя бы имущество, которое может быть продано в ходе процедуры банкротства, он может стремиться не к изъятию актива, а к взысканию суммы долга с лизингополучателя. Изъятие имущества более целесообразно, когда видно, что оно является единственным источником возмещения убытков лизингодателя.
Специалисты "Юниаструм Лизинг", стремятся идти навстречу клиенту даже в таких непростых ситуациях, используя в данном случае следующие основные подходы:
1) помогают найти покупателя на лизинговое имущество и на полученные средства осуществить досрочный выкуп;
2) помогают найти другого лизингополучателя, в отношении которого будет осуществлена перемена лиц по исполнению обязательств договора лизинга;
3) если сложности временные – реструктурируют график лизинговых платежей.
Поэтому можно утверждать, что даже в случае неблагоприятного прохождения инвестиционного проекта, это не станет критичной проблемой для бизнеса заемщика, если стороны договора лизинга изначально настроены на добросовестные, партнерские отношения.
Как получить лизинг на приемлемых условиях
Сегодня существуют различные способы оптимизации условий лизинга для лизингополучателей. Например, это региональные программы, в рамках которых предоставляются поручительства по договорам лизинга и субсидирование части лизинговых платежей.
_ |
Несмотря на положительные предпосылки экономического роста, в финансовой системе сохраняются признаки кризиса доверия. Это выражается в высоких требованиях, которые предъявляют лизинговые компании к клиентам (высокая кредитоспособность, высокий аванс, новая техника, региональная принадлежность клиента и т.д.). Этим требованиям соответствуют далеко не все предприятия.
Таблица 1. Основные трудности для потенциальных лизингополучателей при привлечении финансирования. Источник: опрос секции по лизингу РСПП.
По нашему опыту, все эти проблемы могут решаться, благодаря индивидуальной работе с лизингополучателем.
Так, размер аванса может быть снижен в случае достаточно высокой финансовой надежности клиента или при высоком уровне ликвидности техники. При возвратном лизинге (когда предприятие получает финансирование, передавая в собственность лизинговой компании имеющееся имущество) вместо оплаты аванса может быть применено дисконтирование при оценке имущества – предмета лизинга. Дополнительный залог имущества также может быть использован вместо аванса в лизинговой сделке.
Вторая проблема – уровень удорожания (процентной ставки) по договору лизинга – также может быть успешно решена. Во-первых, необходимо выбирать лизинговую компанию, имеющую доступ к зарубежным источникам финансирования, которые остаются наиболее дешевыми. Во-вторых, в ряде регионов, например, в Москве и в Тюменской области действуют региональные программы субсидирования лизинговых платежей для малых и средних предприятий. Размер субсидирования составляет 2/3 ставки рефинансирования Банка России.
В рамках этих программ возможно и оформление поручительств регионального бюджета по договорам лизинга, заключенным малыми и средними предприятиями. Для снижения рисков сделки используется также такой механизм, как гарантия обратного выкупа со стороны поставщика имущества. В таком случае дилер обязуется по оговоренной цене выкупить имущество у лизинговой компании. Для лизинговой компании это является серьезным способом снизить риски, связанные с изменением цены техники в будущем или со снижением ее ликвидности. Такое снижение риска, в конечном счете, ведет к повышению доступности лизинга для лизингополучателя.
Что касается региона лизингополучателя, то здесь необходимо прибегать к услугам крупных финансовых организаций, представленных во всех регионах России.
Таким образом, решающее значение для принятия положительного решения о предоставлении лизинга имеют не формальные критерии (соблюсти которые может помочь сама лизинговая компания), а реальное качество инвестиционного проекта.
Таблица 2. Основные параметры лизинговых предложений до и после октября 2008 года. Источник: оценка "Юниаструм Лизинг"
* Термин "удорожание" означает суммарную переплату за использование лизинга по отношению к начальной цене имущества. Выражается в % годовых. Процентная ставка – это ставка за использование средств в банковском понимании, разница между размером процентной ставки и удорожанием обусловлена тем, что проценты начисляются на остаток непогашенной задолженности, который каждый год уменьшается, а удорожание – по отношению к полной стоимости.
** Здесь не учитываются предложения "лизинг под 0%" или "лизинг под 2%", поскольку в реальности такое снижение ставки является результатом скидок поставщика для лизингодателя, а не снижением цены финансирования.
*** Исключение может быть сделано в случае высокой кредитоспособности клиента или если оборудование попадает под гарантии экспортных агентств.
Лишь немногие ЛК продолжили расширение финансирования в условиях экономического спада. Большинство лизингодателей, наоборот, продемонстрировали отрицательную динамику.
Таблица 3. Топ-20 лизинговых компаний по приросту объема новых сделок за первое полугодие 2009г. Источник: Секция по лизингу РСПП.