Только не надо путать последний с прокатом, потому что машина, взятая в лизинг, через два-три года станет вашей.
Некоторые звонки, раздающиеся в московских лизинговых компаниях, начинаются с вопроса: "А можно у вас машину взять напрокат?" Или в лучшем случае, который уже несколько ближе к истине: "...в аренду?" Английское to lease и в самом деле буквально означает - сдавать внаем, в аренду. Тем не менее такие звонки - не по адресу.
И сразу раскроем карты. Дело в том, что финансовое понятие "лизинг" имеет одну невероятно привлекательную для клиента особенность: после окончания договора лизинга (а взять в лизинг сегодня можно практически все - компьютеры и офисное оборудование, любые автомобили и прицепы, промышленное, телекоммуникационное и медицинское оборудование, самолеты, поезда, корабли и т. д., и т. д.) - а если лизингополучатель пожелает, то и раньше - движимое или недвижимое имущество, взятое в аренду, перейдет в собственность арендатора.
Так что это за финансовая операция, имеющая столь щекочущее русское ухо название - лизинг? И как взять в этот самый лизинг автомобиль?
А может быть, без всяких этих новомодных морок - просто взять да купить понравившуюся тебе машину? И дело с концом. Или в крайнем случае, если сразу не наскребешь нужных денег, взять кредит в каком-нибудь банке? Альтернативных вопросов можно набрать кучу, поэтому сразу перейдем к главному "за". Лизинг автомобиля - не просто его покупка в рассрочку. Довольно часто бывает, что клиенту машина действительно нужна на полгода-год-два-три, а после этого он может на определенных условиях вернуть ее лизингодателю (хотя, честно скажем, в российских условиях клиенту-получателю после истечения срока лизинга экономически выгоднее взять автомобиль в собственность).
Кто может взять автомобиль в лизинг? В федеральном законе "О лизинге" оговаривается, что в роли получателя лизинга может выступать как юридическое лицо, так и физическое, занимающееся частной предпринимательской деятельностью. Но практика российского лизинга такова, что наши компании стараются иметь дело все-таки с коммерческими и государственными фирмами: ведь подтвердить и проконтролировать финансовую состоятельность юридического лица значительно проще, чем лица частного. Экономическая грамотность среднего россиянина почти на нуле, зато жуликоватости не занимать. Короче, слишком много мороки. И какие тут могут быть возражения у отечественного потребителя - ведь любая лизинговая компания - учреждение коммерческое, а не благотворительное.
Теперь все по порядку. Клиент (точнее, фирма-клиент) хочет взять в лизинг автомобиль (да хоть бы и сотню сразу - например, чтобы сдавать их в арену). Выбирает себе марку, согласовывает с поставщиком (продавцом) цену, технические и сервисные условия (правда, все это проделать может и сама лизинговая компания - была бы только воля клиента). Затем подает в компанию заявку на приобретение в лизинг автомобиля (здесь надо предупредить, что московские лизинговые компании в основном имеют дело с иномарками - опять же по причине минимизации лизингового риска - те ломаются реже, да и сбыть их, если клиент вдруг прогорает, гораздо легче). В заявке указывается марка автомобиля, его цена, желательный размер аванса, который лизингополучатель готов заплатить (обычно лизингодатели соглашаются на 30% от цены машины), и срок лизинга.
Насчет срока. Как правило, максимальный срок лизинга - три года, и ни днем больше, потому что как ни крути -ну не дают банки кредиты на срок более 36 месяцев.
После получения заявки лизинговая компания рассчитывает платежи, которые арендатор должен ежемесячно переводить на ее счет, и согласовывает условия лизинга с лизингополучателем. Самый интересный момент здесь - эти ежемесячные платежи, потому что каждый именно это и хочет знать в первую очередь: сколько ему платить? Считайте. Месячная цифра сначала складывается из цены машины плюс проценты за пользование привлеченными кредитами, плюс вознаграждение лизинговой компании (которое составляет 4-6% от цены автомобиля) - а потом делится, скажем, на 36 месяцев, срок лизинга.
На основе финансовой отчетности, которую лизингополучатель обязан предоставить, проводится проверка его платежеспособности и состояния. И это очень важный момент для лизинговой компании, потому что именно на этом этапе происходит оценка всех рисков, которые могут ей угрожать на протяжении всего срока договора.
Такая оценка - можно сказать, ювелирная работа, базирующаяся наполовину на трезвом и холодном расчете, а наполовину - на остром и тонком коммерческом чутье.
Итак, все риски взвешены и оценены как вполне приемлемые. Лизинговая компания подает заявку в банк, с которым она работает, на получение кредита. Там, в свою очередь, рассматривается предложенный проект и принимается решение о его кредитовании. И только после этого - не запутайтесь в словах - лизингодатель сообщает лизингополучателю о своем согласии подписать с ним до- говор.
И вот тут начинается сам этап оформления сделки. Лизинговая компания подписывает следующие документы:
- с кредитной организацией (банком) - кредитный договор;
- с поставщиком автомобиля - договор купли-продажи, на условиях, предварительно согласованных между продавцом и лизингополучателем;
- с лизингополучателем - договор финансового лизинга.
Фирма, получающая в лизинг автомобиль, в обязательном порядке страхует его в той страховой компании, что указана лизингодателем. Причем в случае кражи машины или превращения ее в "лепешку" страховую компенсацию получает лизинговая компания, ведь юридически собственником на протяжении всего действия договора о лизинге является именно она. Эти-то деньги ей и придется в случае чего возвращать банку, давшему кредит на покупку автомобиля.
Естественно, всех интересует еще один немаловажный вопрос: какой срок проходит от подачи заявки на лизинг машины до получения ключиков? Хорошие компании успевают провернуть все дела за две недели (включая регистрацию машины в ГИБДД), большинство остальных (а лизинговых организаций в одной только столице 50-60) - за три и значительно дольше.
Наконец фирма-клиент получает автомобиль. Использовать его он может только в соответствии с условиями договора финансового лизинга: скажем, не эксплуатировать легковую машину в качестве грузовой; не передавать ее, хотя бы и на короткое время, людям, не имеющим отношения к деятельности этой фирмы (в том числе родственникам и знакомым: здесь надо помнить, что по закону в лизинг могут передаваться лишь средства производства, а не средства потребления); не сдавать ее в сублизинг третьему юридическому лицу без ведома лизинговой компании и подписания с ней соответствующих документов и т. д. Лизингодатель вправе в любой момент проверить соблюдение условий подписанного договора. Ну и разумеется, лизингополучатель должен ежемесячно платить деньги (о них сказано выше), которыми лизинговая компания и гасит основной долг и кредитные проценты банку.
Кстати, в связи с использованием машины многие интересуются: как же оформляются документы на машину?
Просто. В графе "собственник" ставится: лизинговая компания такая-то. И еще необходим документ, подтверждающий факт передачи данного автомобиля в лизинг фирме такой-то. Напоследок повторимся: при лизинге его получателю через те самые два или три года совсем не обязательно брать машину в собственность - ее можно на заранее оговоренных условиях вернуть лизинговой компании. Итак, технология ясна. Тогда подробнее порассуждаем о том, чем же лизинг автомобилей выгоден - по сравнению, ну, например, с покупкой в кредит? Преимуществ и, надо сказать, весьма существенных, достаточно.
Во-первых: благодаря лизингу фирма может улучшить - или создать с нуля -свой парк автомобилей ускоренными темпами без отвлечения собственных средств, которые ей в данный момент, допустим, необходимы для каких-то других целей.
Во-вторых: лизингополучатель экономит на налоге на имущество (напомним: автомобиль на протяжении действия договора о лизинге находится в собственности лизингодателя), и экономия таки немалая - 2% в год от цены имущества.
В-третьих: экономия на налоге на прибыль за счет ускоренной амортизации (при лизинге она исчисляется с коэффициентом 3) автомобиля и отнесения лизинговых платежей на себестоимость машины в полном объеме.
Вот и решайте: покупать ли вам машину, выложив сразу кругленькую сумму, которой вы, вполне вероятно, сумеете найти другое применение; брать ли кредит в банке; или взять в лизинг автомобиль, который через два-три года перейдет в вашу собственность. Экспертный сравнительный анализ расходов предприятий при всех этих способах приобретения автомобилей (как, впрочем, и других средств производства) показывает, что получение их в лизинг обойдется фирме процентов на 10-20 дешевле.