В настоящий момент у отечественных предприятий существует значительная потребность в технологическом оборудовании иностранного производства. Поэтому зачастую партнером российской фирмы в рамках лизинговой сделки выступает иностранная лизинговая компания. Когда речь идет о таком инвестиционном товаре, как оборудование, то в современных условиях важным является не только приобретение оборудования с высокими технико-экономическими характеристиками, но и финансовые условия сделки на предлагаемое оборудование.
Главный критерий принадлежности сделки лизинга к сделке международного лизинга заключается в том, являются ли лизингодатель и лизингополучатель резидентами различных стран. "Гражданство" поставщика оборудования в данном случае не имеет значения. В сложном международном лизинговом проекте может быть неограниченное число задействованных стран.
Российские лизингополучатели при сделках международного финансового лизинга получают дополнительную возможность привлечения займов в иностранном банке (банке лизингодателя) на более льготных условиях, нежели в отечестве, а это напрямую удешевляет весь лизинговый проект.
Одна из проблем, с которой могут столкнуться российские участники (лизингополучатели) сделки международного лизинга, - это оценка кредитных рисков в стране лизингодателя. Дело в том, что критерии, которые применяются к оценке кредитоспособности, могут кардинально различаться, особенно если лизингодатель является резидентом страны с развитой рыночной экономикой. Как правило, доля заемного финансирования в капитале компаний развивающихся стран значительно выше, чем допускается в странах с развитой экономикой. Кроме того, лизингодателю-нерезиденту часто бывает трудно обнаружить какую-либо информацию, относящуюся к деятельности российской компании - потенциального лизингополучателя.
Выгодность применения сделок международного лизинга - в использовании благоприятного налогового режима, установленного в той или иной стране. Это можно представить как экспорт налоговых льгот из страны лизингодателя в страну лизингополучателя.
Ввиду того, что в разных странах по разному определяется сторона-собственник объекта лизингового договора в целях налогообложения, то по-разному определяется, кто из сторон лизингового договора вправе принимать к вычету амортизационные отчисления на это имущество, уменьшая тем самым свою налогооблагаемую базу.
Поэтому субъекты договора международного лизинга вправе рассчитывать на оптимальное использование двойного налогового преимущества (double dip). Наиболее выгодные сделки международного финансового лизинга можно осуществлять между резидентами тех стран, где применяются различные методы определения балансодержателя лизингового имущества. Лизинговое соглашение, например, может быть построено по следующей схеме: иностранная лизинговая компания-нерезидент покупает оборудование и отдает его в лизинг российской лизинговой компании, которая в свою очередь передает их в лизинг местным лизингополучателям. Однако в международной практике в последнее время количество подобных сделок снизилась, так как налоговые службы различных стран стремятся пресечь возможности получения двойных налоговых преимуществ.
Осложняет проекты по международному финансовому лизингу то, что субъекты лизинга являются резидентами разных стран, где действуют различные юридические системы. В связи с этим лизинговый проект, так или иначе, должен отвечать требованиям законодательств стран обеих сторон сделки одновременно. Из-за этого налоговые последствия сделок международного лизинга несколько отличаются от сделок внутреннего финансового лизинга, т.к. сделка, классифицируемая в одной стране как сделка финансового лизинга, может быть признана арендой или даже продажей в рассрочку в другой стране.
Таким образом, следует обратить особое внимание на национальное законодательство страны контрагента в лизинговой сделке, касающееся лизинга. Существуют страны, где вообще нет специально посвященных лизингу законодательных актов, и лизинговые сделки регулируются на основании общего национального законодательства (например, Германия). В некоторых странах, таких как РФ, приняты законодательные акты, так или иначе регулирующие лизинговую деятельность.
Для сделок международного финансового лизинга есть три варианта права, применимого к лизинговым операциям данного вида:
- Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге. Используется, если лизингодатель и лизингополучатель находятся в странах-участницах Конвенции или, если договоры лизинга и поставки предмета лизинга регулируются правом одной из стран-участниц Конвенции. Это наиболее предпочтительный вариант международного лизинга, т.к. сделка с контрагентом из страны, присоединившейся к Конвенции, позволит более четко урегулировать отношения с ним как в процессе подготовки лизингового проекта, так и в процессе осуществления и завершения проекта. Конвенция УНИДРУА о международном лизинге была заключена в 1988 году (г.Оттава, Канада) как попытка унификации основных положений, касающихся операций международного лизинга. Необходимость ее принятия была вызвана, прежде всего, тем, что разные законодательные системы рассматривали лизинговые сделки с различных позиций. Конвенция регулирует вопросы, возникающие при заключении и исполнении договоров, заключаемых в связи с операциями по лизингу, сторонами которых являются коммерческие организации из разных стран. Россия присоединилась к Конвенции 08.02.98 г.
- Право страны лизингодателя. Применяется в случаях, когда сделка не регулируется Конвенцией и стороны не определили применимое право.
- Право страны, избранное сторонами сделки. Применяется, если стороны определили право при совершении сделки либо в результате последующего соглашения сторон. Здесь не существует никаких ограничений в выборе. Это может быть как право страны лизингодателя или лизингополучателя, так и право любой другой страны.
Заключая сделку международного финансового лизинга, российскому лизингополучателю также следует выделить факторы валютных рисков, для чего и принять во внимание:
- какая валюта будет использована для осуществления лизинговых платежей;
- какая из сторон будет подвержена риску изменения курса валюты;
- каким методом уменьшить инфляционные риски;
- каковы могут быть потенциальные изменения в социально-политическом климате страны-контрагента в лизинговой следке на время её действия.
Таможенное оформление при лизинге
ФЗ РФ от 29.10.1998 г. № 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" предусматривает так называемый упрощенный порядок уплаты таможенных платежей для имущества, ввозимого в РФ по договору международного финансового лизинга, - таможенные платежи можно платить одновременно с лизинговыми. Но могут ли на практике стороны лизингового договора воспользоваться этой правовой нормой, и от чего вообще зависит порядок уплаты налогов на таможне для участника договора международного лизинга?
В ст.34 Закона "О финансовой аренде (лизинге)" говорится, что для ввоза в Россию объекта лизинга установлен особый порядок уплаты таможенных платежей:
- при ввозе - на сумму оплаченной части таможенной стоимости имущества, что подтверждается банковскими документами;
- после ввоза - одновременно с лизинговыми платежами или в течение 20 дней с момента получения лизинговых платежей.
Однако ГТК России указал, что Закон "О финансовой аренде (лизинге)" не относится к налоговому законодательству. Поэтому он применяется к налоговым правоотношениям в части, не противоречащей законодательству о налогах и сборах.
В связи с эти порядок уплаты таможенных платежей при международном лизинге регулируется ТК РФ, НК РФ, ФЗ РФ от 21.05.93 № 5003-1 "О таможенном тарифе", постановлением Правительства РФ от16.08.2000 № 599 "О Перечне товаров, временно ввозимых (вывозимых) с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов". Поэтому любые льготы и освобождения от уплаты таможенных платежей при ввозе предмета лизинга в Россию можно использовать только в случаях, предусмотренных этими документами.
На основании ст. 110 ТК РФ при ввозе предмета лизинга, как и в других случаях перемещения товаров через российскую границу, нужно уплатить таможенную пошлину, НДС (20%), акцизы для подакцизных товаров, сборы за таможенное оформление и хранение товаров, другие сборы. Базой налогообложения для расчета таможенных платежей является таможенная стоимость перемещаемого объекта лизинга. В ГТД (грузовой таможенной декларации) ее указывает декларант (лизингодатель или лизингополучатель), а сотрудники таможни контролируют, правильно ли она исчислена.
Таким образом, никакого упрощенного порядка уплаты таможенных платежей стороны договора международного финансового лизинга применить не могут.
При определении таможенной стоимости ввозимого товара нужно учитывать метод, в соответствии с которым ее рассчитывают. Эти методы перечислены в ст. 18 ФЗ № 5003-1. Данным законом установлено, что чаще всего таможенная стоимость товара определяется при помощи метода "по цене сделки с ввозимыми товарами". При нем таможенная стоимость товара приравнивается к стоимости сделки по аналогичным ввезенным товарам до того, как они достигли российской границы. Из-за этого она возрастет по сравнению с рыночной ценой товара, так как в нее нужно включать расходы по сделке (например, транспортные расходы, расходы на тару и т.д.). Однако этот метод не применяется, если у покупателя нет права собственности на оцениваемый товар. Лизингополучатель же не является собственником предмета лизинга, кроме того, его права владения и пользования предметом лизинга могут быть ограничены договором. В этой ситуации лизингополучатель может использовать иные методы оценки (например, по цене сделки с идентичными товарами или по цене сделки с однородными товарами).
Для товаров, ввозимых по договору международного финансового лизинга, применяются два различных таможенных режима. На основании ст. 26 ТК РФ каждый участник ВЭД может в любое время как выбрать, так и изменить таможенный режим на другой независимо от характера, количества, страны происхождения или назначения товаров и транспортных средств. На практике применение всех таможенных режимов, кроме режима "Выпуск товаров для свободного обращения", носит разрешительный характер (таможенный орган дает такое разрешение при соблюдении всех условий, предусмотренных ТК РФ).
Выпуск товаров для свободного обращения
Данный режим предполагает, что ввозимые на российскую таможенную территорию товары остаются в РФ, то есть их не обязательно в дальнейшем вывозить из страны. Преимущество этого режима в том, что товары с момента их ввоза выходят из сферы интересов таможенников и остаются в полном распоряжении импортера. В дальнейшем импортер вправе свободно распоряжаться товарами. Эти права ограничиваются только договором лизинга.
Но при использовании такого режима таможенные платежи, начисляемые на полную таможенную стоимость имущества, нужно уплатить в полном объеме.
От уплаты таможенной пошлины освобождаются товары, ввозимые по договору лизинга на таможенную территорию Российской Федерации для выполнения работ по соглашению о разделе продукции.
Одной из важных составляющих таможенного платежа является НДС. При помещении товаров под таможенный режим "Выпуск для свободного обращения" НДС уплачивается полностью, за исключением случаев, указанных в статье 150 НК РФ. В частности, там говорится об освобождении от НДС ввоза технологического оборудования, комплектующих и запчастей к нему, если они ввозятся в качестве вклада в уставные капиталы организаций, а также медицинской техники.
По уплате НДС отсрочка предоставляется только в отношении поставляемого по договору лизинга племенного скота в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 26.09.94 № 1085 "Об организации обеспечения агропромышленного комплекса продукцией племенного животноводства на основе долгосрочной аренды (лизинга)". При ввозе сельскохозяйственной техники, технологического оборудования, предназначенных для модернизации технологических процессов, также предусмотрена отсрочка уплаты НДС (ст.151 НК РФ). Но её пока нельзя использовать, поскольку Правительством РФ до сих пор не установлен порядок ее применения.
Временный ввоз (вывоз) товаров
В этом случае временно ввозимый объект лизинга должен быть вывезен обратно с таможенной территории РФ в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа. Данный режим предусматривает частичное или полное освобождение от уплаты таможенных платежей.
Частичное освобождение от уплаты таможенных платежей установлено НК РФ и ТК РФ. При этом за каждый полный и неполный месяц импортер уплачивает 3% от суммы таможенных пошлин и налогов, которую следовало бы уплатить в случае выпуска товара для свободного обращения.
Сумма таможенных платежей исчисляется в USD, исходя из ставок таможенных пошлин и налогов, действующих на день принятия таможней ГТД (с заявленным таможенным режимом временного ввоза (вывоза). Таможня разрешает применение режима "Временный ввоз (вывоз)" только при наличии письменного заявления декларанта об обратном вывозе (ввозе) товара.
Срок временного ввоза товара устанавливает таможня, исходя из цели ввоза товара (лизинга оборудования) и обстоятельств ввоза (времени, необходимого для перемещения товара).
К недостаткам применения этого таможенного режима для лизинговых сделок относится то, что:
- максимальный срок временного ввоза или вывоза товара не может превышать двух лет, что меньше обычного срока действия договора лизинга (три-пять лет);
- ставка 3%, ежемесячно уплачиваемая при данном режиме, может меняться, что в свою очередь может нести увеличение затрат по осуществлению лизингового проекта;
- в день, когда истекает срок временного ввоза, лизингодатель или лизингополучатель должен заявить о смене таможенного режима на другой или поместить товар на склады временного хранения, что весьма проблематично при условии, что объект лизинга это стационарное или используемое в непрерывном технологическом процессе оборудование.
ГТК РФ может продлевать срок временного ввоза (вывоза) для отдельных категорий товаров. К примеру, дается разрешение на продление временного ввоза по контрактам по лизингу для большегрузных автомобилей. В основном разрешение дается именно в тех случаях, когда это действительно необходимо.
Чтобы получить разрешение на продление срока временного ввоза, заявитель обязан представить следующие документы: заявление; копии ГТД, заверенные таможней, и прилагаемых к ним таможенных документов; договор международного финансового лизинга и иные документы, подтверждающие намерение вывезти (ввезти) обратно товары; заключение таможни (установленной формы) о целесообразности дальнейшего продления срока временного ввоза (вывоза) товаров.
Если предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя либо заканчивается срок его временного ввоза, он должен быть помещен под таможенный режим "Выпуск для свободного обращения". Если же временно ввезенные товары помещаются под этот режим, то взимаются все таможенные пошлины, налоги и таможенные сборы за таможенное оформление, подлежащие уплате при этом таможенном режиме с остаточной стоимости объекта лизинга. При их исчислении применяются ставки и курс иностранных валют, действующие на день принятия таможней ГТД (с заявленным таможенным режимом "Выпуск для свободного обращения").
Законодательством в н.в. не урегулирован вопрос о возможности зачета таможенных платежей, уплаченных при режиме "Временный ввоз (вывоз)", если этот режим меняется на режим "Выпуск в свободное обращение".
В дальнейшем таможенный режим может изменяться. Но при режиме "Выпуск в свободное обращение" налоги (акциз и НДС) взимаются в установленном порядке. В н.в. нет законодательных актов, содержащих оговорки о том, что при изменении режима "Временный ввоз (вывоз)" на "Выпуск в свободное обращение" должны засчитываться уже уплаченные таможенные платежи. В связи с этим таможня ранее уплаченные платежи не засчитывает.Если при временном ввозе таможне предъявляется договор лизинга с правом выкупа предмета лизинга, то товар ввозится однозначно для того, чтобы быть оставленным на территории России. В этом случае целесообразно сразу выбрать режим "Выпуск в свободное обращение".
Практика показывает, что воспользоваться режимами, при которых иностранные товары освобождаются от уплаты таможенных пошлин, налогов ("Свободная таможенная зона" и "Свободный склад"), может ограниченный круг участников ВЭД, реализующий приоритетные для экономики РФ инвестиционные проекты.
Международный финансовый лизинг отнесен таможенными органами к группе риска, т.е. к сделкам, которые могут привести к неуплате таможенных платежей, что свидетельствует о повышенном внимании фискальных органов к участникам внешнеэкономической деятельности, задействованным в подобных проектах. Например, при таможенной проверке у лизингополучателя рекомендуется проверять правильность учета поступившего лизингового имущества, отражения причитающихся лизингодателю платежей, стоимости лизингового имущества в случае его выкупа, своевременность списания лизингового имущества с забалансового счета 001 в случае его возврата лизингодателю. Такой достаточно жесткий контроль вызван, в частности, отсутствием валютного контроля при осуществлении международного лизинга.
Основным документом валютного контроля является паспорт сделки. При импортных операциях паспорт импортной сделки (ПСИ) применяется только к расчетам за импортируемые товары. Поскольку лизинг - это услуга, ПСИ не оформляется.
Инструкция № 91-И, которая является основным документом, регулирующим осуществление валютного контроля, не распространяется на договоры лизинга, по которым лизингодателем является нерезидент. Исключение составляет случай, когда в конце аренды к лизингополучателю переходит право собственности на лизинговый товар. Тогда паспорт импортной сделки оформляется в порядке, установленном инструкцией № 91-И для договоров, предусматривающих оплату иностранной валютой либо валютой РФ товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ.
Сроки оформления паспорта импортной сделки зависят от условий, указанных в договоре лизинга. Если договор лизинга содержит положение о выкупе товара, то паспорт оформляется сразу же, при подаче первичных документов на таможню при ввозе товара. Если же в договоре указана только возможность выкупа предмета лизинга без указания выкупной цены, то паспорт импортной сделки оформляется после того, как соглашение о выкупе будет подписано.
Валютное регулирование лизинговых проектов
Согласно ФЗ РФ от 29.10.1998 г. № 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" лизингодатель вправе без разрешения ЦБ РФ осуществлять следующие валютные операции, связанные с движением капитала:
- привлекать средства нерезидентов, в том числе и банков, на срок свыше шести месяцев для приобретения предмета лизинга;
- выплачивать проценты за пользование рассрочкой платежа, предоставленной продавцом (поставщиком) предмета лизинга, независимо от срока фактического получения предмета лизинга.
И в то же время Законом о валютном регулировании и валютном контроле установлено, что операции, связанные с движением капитала, организации могут осуществлять только при наличии разрешения Банка России.
Для разрешения данного правового разногласия осенью 2001 года ЦБ РФ принял три важных документа:
- Положение о внесении изменений и дополнений в Положение Банка России "Об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций" № 39 от 24.04.96 г., утв. ЦБ РФ 17.09.01 №152-П;
- Положение о порядке осуществления расчетов между резидентами и нерезидентами по договорам о выполнении работ, оказании услуг или передаче результатов интеллектуальной деятельности, утв. ЦБ РФ 24.10.01 № 157-П;
- Указание Банка России от 10.09.01 № 1030-У "О порядке проведения валютных операций, связанных с получением и возвратом юридическими лицами-резидентами кредитов и займов в иностранной валюте, предоставляемых нерезидентами на срок более 180 дней, и об отмене и внесении изменений в отдельные нормативные акты Банка России".
- Разрешения ЦБ РФ, как правило, не требуется и при получении кредитов от нерезидентов РФ (в том числе и на приобретение имущества, передаваемого в лизинг), и при осуществлении лизинговых платежей. Но при перечислении лизинговых платежей, если лизингодатель является нерезидентом России, то уплачиваемые ему лизинговые платежи по договору лизинга считаются оплатой импорта услуг, так как на время действия договора лизинга право собственности на предмет лизинга остается за лизингодателем. Лизинговые платежи осуществляются в порядке, предусмотренном договором: либо после поставки лизингового оборудования, либо в виде авансовых платежей (п. 2 ст. 28 Закона "О финансовой аренде (лизинге)").
Получать разрешение ЦБ РФ на осуществление лизинговых платежей лизингополучатель должен, если указанные платежи вносятся авансом и срок между днем списания денежных средств со счета лизингополучателя и датой передачи оборудования в лизинг будет больше 90 дней (п. 2.2.4 Положения №157-П). Получить указанное разрешение нужно в самом ЦБ РФ, если сумма платежей превышает 10 млн. USD. Если сумма меньше, то такое разрешение выдадут в территориальных управлениях ЦБ РФ. Порядок получения разрешений регулируется нормативными актами ЦБ РФ, в частности письмом от 06.10.95 № 12-524 "О перечне документов, представляемых для получения лицензий на операции, связанные с движением капитала". В нем определен список документов, необходимых для получения таких разрешений. Он весьма обширен и не является исчерпывающим. Это означает, что ЦБ РФ может запрашивать и другие уточняющие документы и информацию.
НДС при ввозе объекта лизинга на территорию РФ
Как уже было отмечено ранее, порядок и сроки уплаты таможенного НДС находятся в зависимости от таможенного режима, в котором имущество ввозится на территорию.
Возврат НДС, уплаченного лизингодателем-нерезидентом, не состоящим на налоговом учёте в Российской Федерации.
Обязанность по уплате налога соглашением сторон может быть возложена на лизинговую компанию-нерезидента (например, когда лизингополучатель не имеет достаточное количество денежных средств). В данном варианте при уплате НДС суммы налога, уплаченные налогоплательщиком - иностранным лицом, не состоящим на учёте в налоговых органах РФ, при условии ввоза товара для производственных целей или осуществления иной деятельности налогоплательщика, подлежат вычету или возврату (п.4, ст171 НК РФ).
Для возникновения права на вычет (возврат) таможенного НДС уплаченного участниками лизинговых правоотношений, должны быть соблюдены следующие условия:
- налоговым агентом должен быть уплачен НДС, удержанный из доходов лизингодателя, полученных от сдачи имущества в международный финансовый лизинг;
- имущество, ввезённое в соответствии с договором лизинга, должно быть использовано при оказании услуг, реализованных удержавшему налог налоговому агенту (лизингополучателю);
- постановка налогоплательщика-нерезидента на учёт в налоговых органах РФ.
При соблюдении вышеперечисленных условий лизингодатель-нерезидент приобретает право на вычет (возврат) уплаченного НДС по мере внесения лизинговых платежей в части, пропорциональной уплаченной сумме налога.
Возврат НДС, уплаченного лизингополучателем-резидентом при ввозе объекта лизинга в РФ.
Лизингополучатель вправе уменьшить (ст.171 НК РФ) сумму исчисленного НДС на сумму НДС, уплаченного при ввозе имущества на таможенную территорию РФ (по позиции МНС, независимо от факта оплаты продавцу указанного имущества). Право на налоговые вычеты возникает как при ввозе имущества в режиме выпуска в свободное обращение, так и в режиме временного ввоза. Условием применения налогоплательщиком налоговых вычетов является принятие на учёт указанных основных средств.
НДС с сумм лизинговых платежей, уплачиваемый лизингополучателем
Лизингополучатель признается налоговым агентом (ст. 161 НК РФ) и на него возлагаются следующие обязанности: определение налогооблагаемой базы; исчисление и удержание из суммы лизинговых платежей, подлежащих перечислению лизинговой компании, соответствующих сумм налога; перечисление сумм налога в бюджет за счёт средств, подлежащих перечислению лизинговой компании. Налогообложение производится по ставке 16,67% (п.4 ст.164 НК РФ). При этом объектом налогообложения является сумма лизингового платежа, подлежащая перечислению лизингодателю-нерезиденту. Уплата налога производится в месте нахождения налогового агента. В договоре международного финансового лизинга целесообразно заранее урегулировать вопрос налогообложения лизинговых платежей.
Как и в случае с таможенным НДС, уплата налога налоговым агентом предоставляет последнему возможность воспользоваться правом на применение налоговых вычетов, предусмотренных ст.171 НК РФ. Право на применение налоговых вычетов возникает у налогоплательщика при условии, что налоговый агент удержал и уплатил НДС из доходов лизинговой компании-нерезидента.
При превышении суммы налоговых вычетов над общей суммой налога, исчисленной налогоплательщиком, полученная разница подлежит возмещению (зачёту, возврату). Указанная разница направляется в течение 3-х календарных месяцев, следующих за налоговым периодом, в который произошла переплата налога на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов или сборов.
Налоговые органы производят зачёт самостоятельно, а по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, по согласованию с таможенными органами, и в течение 10-и дней после проведения зачета сообщают о нем налогоплательщику. По истечении 3-х календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению.
Андрей Николаенко является коммерческим директором ЗАО "Петролизинг-Менеджмент" (ОАО Банк "Петрокоммерц"), руководителем экспертной группы Российской Академии Предпринимательства по изучению лизингового рынка РФ, кандидатом экономических наук.