ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 22 апреля 2004 г. Дело N КА-А40/2864-04
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: председательствующего-судьи Дудкиной О.В., судей Алексеева С.В., Черпухиной В.А., при участии в заседании от заявителя: ООО (И. по дов. от 15.03.04); от ответчика: ИМНС (Б. по дов. N 36 от 01.09.03), рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Инспекции МНС РФ N 5 по ЦАО г. Москвы - на решение от 25 сентября 2003 г., постановление от 05 января 2004 г. по делу N А40-31469/03-76-385 Арбитражного суда г. Москвы, принятые Чебурашкиной Н.П., Катуновым В.И., Сафроновой Л.А., Кольцовой Н.Н., по заявлению ООО "Адимант" о признании недействительным решения и обязании возместить НДС к Инспекции МНС РФ N 5 по Центральному административному округу г. Москвы,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Адимант" (далее - Общество) обратилось в суд с требованием к Инспекции МНС РФ N 5 по ЦАО г. Москвы (далее - Налоговая инспекция) о признании недействительным ее решения N 28 от 09.07.03 и об обязании Налоговой инспекции возместить путем возврата НДС в размере 12467800 руб. за май 2003 года.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 25.09.03, оставленным без изменения постановлением от 05.01.04 апелляционной инстанции, заявленные Обществом требования удовлетворены: признано недействительным оспариваемое решение Налоговой инспекции и на нее возложена обязанность возместить Обществу из бюджета соответствующего уровня путем перечисления на расчетный счет НДС за май 2003 года в размере 12467800 руб.
В кассационной жалобе Налоговая инспекция просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, как принятые с неправильным применением судом п. 3 ст. 39 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. ст. 2, 28 Закона РФ "О финансовой аренде (лизинге)", в удовлетворении заявленных Обществом требований отказать.
Выслушав представителя Инспекции, поддержавшего доводы жалобы, представителя Общества, возражавшего против отмены судебных актов по доводам, изложенным в судебных актах и в отзыве на жалобу, проверив материалы дела, кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения и постановления суда.
Фактические обстоятельства по приобретению оборудования, его получению от поставщика и оплате с учетом НДС, принятию к учету, дальнейшей передаче в лизинг, получению лизингового платежа, по отражению данных оборотов в налоговой декларации за май 2003 года, представлению в ИМНС этой декларации и запрошенных Налоговой инспекцией документов, а также заявления в налоговый орган о возврате на расчетный счет фактически уплаченного поставщику НДС в сумме 12467800 руб. Налоговой инспекцией не оспариваются, установлены судом и подтверждены материалами дела.
Спор между сторонами возник в связи с толкованием п. 3 ст. 39 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 2 Федерального закона РФ "О финансовой аренде (лизинге)".
Налоговый орган полагает, что лизинговая сделка из-за ее инвестиционного характера не является реализацией, не облагается НДС, и уплаченный при покупке имущества НДС наряду с расходами учитывается в стоимости имущества при передаче его в лизинг и не относится к налоговым вычетам по НДС, а соответственно, не подлежит возмещению.
Налогоплательщик и суд считают, что, оказав лизингополучателю услугу инвестиционного характера на возмездной основе путем приобретения и передачи ему имущества для получения дохода от его использования, имеет право на налоговый вычет (возмещение) по НДС, уплаченному поставщику при покупке товаров для целей лизинга.
Кассационная инстанция находит выводы судов обеих инстанций правильными.
Статья 146 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющая объект налогообложения по НДС, устанавливает, что в целях настоящей главы не признаются объектом налогообложения операции, указанные в п. 3 ст. 39 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу ст. 39 Налогового кодекса Российской Федерации реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на возмездной основе.
В п. 3 ст. 39 части первой НК РФ приведен перечень операций, не признаваемых реализацией товаров (работ, услуг). Операции по передаче имущества на основе договора лизинга в этом перечне отсутствуют.
Подпункт 4 п. 3 данной статьи, на который ссылается Налоговая инспекция в жалобе, предусматривает, что не признается реализацией товаров, работ или услуг передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов).
Арбитражный суд при разрешении спора правильно исходил из того, что лизинг - это вид аренды, на который распространяются нормы гражданского законодательства, регулирующие вопросы всех видов арендных отношений.
Ссылка налогового органа на то, что в соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ "О финансовой аренде (лизинге)", лизинговая деятельность - это вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг, что, по мнению Налоговой инспекции, указывает на инвестиционный характер рассматриваемой сделки, правильно отклонена арбитражным судом, так как передача имущества в аренду и передача имущества, носящая инвестиционный характер (предусмотренная подп. 4 п. 3 ст. 39 Налогового кодекса Российской Федерации), понятия и отношения различные.
В соответствии со ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В соответствии со ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств и (или) нематериальных активов.
Согласно п. 1 ст. 173 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации.
Превышение сумм налоговых вычетов, предусмотренных п. 3 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации, над суммами налога, исчисляемыми в соответствии с п. 6 ст. 166 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на основаниях, которые предусмотрены ст. 176 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 2 пункта 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.
Таким образом, при приобретении основных средств (нематериальных активов) в собственность, в том числе предметов лизинга, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам при их приобретении, подлежат вычетам в соответствии с вышеуказанным порядком, то есть после принятия на учет основных средств (нематериальных активов), используемых для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения, и при наличии счета-фактуры с выделенной отдельной строкой суммой налога.
Случаи, когда налогоплательщик не вправе предъявлять суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам, к вычету, приведены в пункте 2 статьи 170 НК РФ.
Принимая во внимание, что спорное оборудование приобретено для его передачи в лизинг - то есть для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, основания, предусмотренные в пункте 2 статьи 170 НК РФ, препятствующие налогоплательщику предъявить к вычету суммы налога, уплаченные поставщикам, у Общества отсутствуют, суды обеих инстанций правомерно подтвердили право Общества на включение спорной суммы налога на добавленную стоимость в налоговые вычеты по декларации за май 2003 года.
На какие-либо иные обстоятельства, установленные законом и препятствующие Обществу применить налоговые вычеты, Налоговая инспекция не ссылается, судом таких ограничений не установлено.
Судом правильно применены положения Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (в ред. ФЗ от 29.01.2002 N 10-ФЗ) и сделан обоснованный вывод о том, что операции по предоставлению в лизинг имущества подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке.
Аналогичная позиция излагается в письмах и разъяснениях Управления МНС РФ по г. Москве (т. 1, л. д. 92 - 97).
Доводы жалобы со ссылкой на статью 28 названного Закона, кассационной инстанцией не принимаются, поскольку не опровергают выводов суда.
Не обоснован и довод в жалобе о том, что у заявителя возникает возможность двойного возмещения НДС - как из бюджета, так и в составе лизингового платежа, поскольку лизинговые платежи в соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ являются объектом налогообложения НДС.
Расчет суммы НДС, заявленной к возмещению, Налоговой инспекцией не оспаривается, судом проверен с учетом первичных документов и признан обоснованным.
Нормы материального права при разрешении спора применены правильно, требования процессуального закона соблюдены, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Оснований для изменения и отмены обжалуемых решения и постановления суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 25.09.2003 и постановление от 05.01.2004 апелляционной инстанции Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-31469/03-76-385 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции МНС РФ N 5 по ЦАО г. Москвы - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения суда, введенное по определению от 29.03.2004 Федерального арбитражного суда Московского округа.