В настоящее время в России парк воздушных судов , устарел практически на 90 %. Финансовые показатели авиапредприятий ухудшаются , объемы авиационных перевозок снижаются . Это происходит на фоне высокой стоимости новых воздушных судов , исчисляемой десятками миллионов долларов . В этих условиях лизинговые контракты могут стать фактором , способствующим привлечению инвестиций в процессы обновление парка авиационной техники .
Однако возможности для заключения лизинговых контрактов сейчас довольно ограничены . Ситуация такова , что 70% авиакомпаний – убыточны . Законодательная база в области лизинга сложна и , к тому же , нам предстоит адаптация 25 главы налогового кодекса РФ . Сколько -нибудь достаточные государственные гарантии для участников лизингового контракта отсутствуют .
В результате мы констатируем высокие финансовые риски для потенциальных инвесторов – участников программ аренды и финансового лизинга воздушных судов .
В снижении таких рисков страховые компании могли бы сыграть определенную роль . Страховые компании предлагают авиакомпаниям большой спектр услуг , связанных с обслуживанием их финансовых программ . Это не только стандартный набор страховых продуктов , но и инвестиционные программы , направленные на модернизацию парка воздушных судов ; решение проблем , связанных с превентивными мероприятиями и т .п .
В то же время российский страховой рынок сравнительно молод (коммерческому страхованию в России чуть больше 1 0 лет ) и он не имеет достаточного опыта в предоставлении участникам договора лизинга воздушных судов адекватной страховой защиты . Да и самих договоров лизинга воздушных судов (тем более , финансового ) не так много , как хотелось бы . Поэтому , в тех немногих лизинговых контрактах , которые имели место в отношении воздушных судов , с участием западных инвесторов именно инвесторы
определяли страховую компанию , которая сопровождала проект . И , если российская страховая компания выступала в нем , то она была исключительно «фронтирующей », т .е . выдававшей страховой полис с целью соблюдения сторонами контракта страхового законодательства России , в то время как 1 00 % риска размещалась за рубежом у согласованного инвестором западного страховщика . Понять западных инвесторов можно , активы российских страховщиков невелики . Тем не менее российские страховщики обладают достаточными знаниями российского законодательства , финансового положения
конкретных клиентов -авиапредприятий и могут минимизировать риски инвесторов , обеспечивая страховую защиту контрактов .
Риски лизинговых компаний и прочих арендодателей , как правило , объединяются в следующие группы :
•финансовые - неплатежеспособность арендаторов , задержки платежей , изменение налогообложения собственников и т .д .;
. . .