Петербургские лизинговые компании продолжают стремительно наращивать обороты. И хотя, по прогнозам экспертов, рынок больше не будет расти в несколько раз за год, в абсолютных величинах он приобретает все больший вес. При таком объеме даже 50-процентный рост за год будет означать вал лизинговых сделок. Ресурс старого оборудования, которым пользуются предприятия ключевых отраслей промышленности, уже выработан, и именно лизинг является наиболее выгодным способом его обновления.
Особенно высокий спрос на услуги лизинговых компаний, по прогнозам финансистов, возникнет в конце текущего и начале следующего года у предприятий тяжелой, деревообрабатывающей и пищевой промышленности, а также у строительных компаний. Кроме того, по-прежнему высоким спросом будет пользоваться лизинг транспорта. А если начнется развитие такого капиталоемкого сегмента, как лизинг авиационной техники, то предыдущий рывок рынка покажется менеджерам лизинговых компаний топтанием на месте. Впрочем, и без лизинга самолетов местные лизинговые компании получают сейчас огромные заказы, резко увеличивающие их портфель. В первую очередь прирост дают сделки по лизингу строительной техники, а также сделки по лизингу самого разнообразного транспорта.
"Наиболее динамично развивался в последнее время лизинг железнодорожного подвижного состава, что связано прежде всего с программой обновления парка ОАО "РЖД" и с возросшим спросом на грузовой подвижной состав со стороны предприятий, - говорит ведущий специалист лизинговой компании "Магистраль финанс" Денис Аксенов. - Устойчиво развивается и лизинг автотранспорта. Он стал таким же привычным инструментом, как автомобильные кредиты".
В сегменте автолизинга конкуренция является наиболее жесткой. Компании исчерпали привычные маркетинговые ходы, и уже наметилась тенденция, когда суммы договоров лизинга уменьшаются, но количество их растет. По словам директора компании "Интерлизинг" Кирилла Царева, ключевыми тенденциями в развитии рынка являются приход иностранных инвесторов с "длинными" деньгами, низкими ставками и стандартизированными услугами и увеличение сроков сделок. В лизинговом портфеле большинства компаний уже появляются сделки сроком на шесть-семь лет, о чем еще два года назад многие из них и не мечтали. "Естественно, сохраняется общая тенденция к замедлению роста этого сегмента, поскольку велики стали абсолютные объемы отрасли, - поясняет генеральный директор ООО "Глобус-лизинг" Борис Курцман. - В ближайшей перспективе рост рынка составит, на наш взгляд, порядка 30 процентов в год при общем увеличении сроков лизинговых проектов и некотором замедлении на 2-3 процента в год. Но при этом лизинг будет охватывать все большие секторы экономики. Появятся синдикаты лизинговых компаний под выполнение крупных лизинговых проектов - в авиации, судостроении, энергетике и других капиталоемких отраслях".
"Сегодня лизинговые компании в своем большинстве работают с любыми по величине и направлению лизинговыми сделками. В будущем компании станут более узкоспециализированными, - добавляет генеральный директор ООО "Прогресс-Нева лизинг" Станислав Ким. - Одни будут работать с лизингом автотранспорта, другие - оборудования, третьи - недвижимости". "Такого быстрого роста рынка лизинговых услуг, какой был два-три года назад, больше не будет. Во многом этот рынок уже сформировался, и скорее всего не столько за счет распределения клиентской базы, сколько за счет ориентации каждой лизинговой компании на своего потребителя, - согласен с конкурентом заместитель коммерческого директора компании "Балтийский лизинг" Евгений Колесов. - В настоящий момент у нас уже сформировалась группа из пяти лизинговых компаний, где каждая занимается своим направлением бизнеса. Есть на рынке ряд организаций, которые работают с клиентами повышенного риска, компенсируя это достаточно высокой процентной ставкой. Есть, наоборот, ряд компаний, которые подходят к выбору клиентов более консервативно, но, соответственно, предлагают более низкую процентную ставку".
Процентные ставки на рынке лизинговых услуг лежат в широком диапазоне. Сами лизинговые компании предпочитают оперировать понятием удорожания приобретаемого в лизинг оборудования за год. Так, по словам господина Царева, при авансе 30% и сроке договора три года в среднем удорожание за год составит 10-15% в рублях и 9% в валюте. Правда, необходимо учитывать наличие у лизинговых компаний специальных совместных программ с производителями техники, уточняет господин Царев. "Скажем, в рамках нашей программы поставки дорожной техники Wirtgen с ООО "Союзавто современные технологии строительства" удорожание за рабочий сезон составляет 6,3 процента, - заявил он. - Другим примером может служить программа c ЗАО "Даймлер-Крайслер автомобили рус" по предоставлению в лизинг грузовой техники, где удорожание за год составляет 6-7 процентов". Правда, как признал господин Курцман, кредитные ресурсы от банков лизинговые компании получают под 10-16% годовых. В результате совокупное удорожание оборудования за счет лизинговых услуг составляет от 7% в год, говорит он.
Маржа лизинговых компаний, по словам большинства топ-менеджеров этих компаний, составляет 2-5%. При этом наиболее доходными для них сейчас являются лизинговые контракты, заключенные на относительно небольшие суммы. "Это позволяет сочетать достаточно высокий уровень маржи с реальной ставкой привлечения кредитных ресурсов от банков", - говорит генеральный директор ОАО "Лизинговая компания "Магистраль финанс"" Константин Яковлев. По мнению специалистов, именно эта особенность в ближайшем будущем будет стимулировать компании активнее работать с малым бизнесом. "Наиболее выгодной, на наш взгляд, является работа с предприятиями малого и среднего бизнеса. Именно сделки на небольшие суммы пользуются повышенным спросом. И мы начинаем все активнее работать с такими клиентами. Доля этих сделок в нашем портфеле уже достигла 60 процентов", - соглашается Станислав Ким.