Отсутствие источников финансирования - одна из главных проблем, сдерживающих развитие малого и среднего бизнеса. Доступ к банковским кредитам для небольших предприятий, как правило, закрыт: банки пока только начинают разворачивать программы кредитования малого и среднего бизнеса. Единственным источником средств для развития небольших компаний в подавляющем большинстве случаев остаются собственные деньги или займы у знакомых. Но "неформальное кредитование", как правило, стоит 10% в месяц при рыночных ставках 10-15% годовых. Решить эту проблему обещает лизинг.
Начало большого романа
В последнее время у малого и среднего бизнеса появилась возможность развиваться не только за счет собственных средств. На небольшие предприятия обратил свой взор лизинг. С малым бизнесом активнее стали работать универсальные лизинговые компании. Например, в компании Europlan сейчас 70% клиентов - предприятия малого и среднего бизнеса с числом сотрудников менее 250. Планы выхода в массовый лизинг вынашивают и компании, пока работающие только с крупными сделками - от полумиллиона долларов. Это, например, "Альфа-Лизинг". Но бурного романа между лизингом и небольшими фирмами пока не происходит.
И дело здесь не в самом малом бизнесе с его непрозрачностью, серыми схемами работы, отсутствием обеспечения и другими проблемами. Наоборот, по признанию лизинговых фирм, сейчас наблюдается значительная легализация малого и среднего бизнеса. Дело в специфических требованиях финансирующих институтов.
"Большинство лизинговых компаний не могут работать по мелким сделкам, потому что для этого у них должны быть соответствующие источники финансирования, позволяющие им это делать, - говорит Николай Зиновьев, президент компании Europlan. - Банки и западные структуры, как правило, финансируя наши лизинговые компании, предъявляют определенные требования к обеспечению сделок и какую-то мелочевку брать в залог не будут".
И все же решение нашлось. "Мы решили проблему так, - продолжает Николай Зиновьев. - Сначала используем собственные средства и краткосрочные кредиты для финансирования сделок, затем объединяем их в пул и рефинансируем на Западе. За счет этого механизма мы можем работать с малым и средним бизнесом".
Быстро и технологично
Вторая проблема - специфические требования самого рынка "малого" финансирования. Малый бизнес требует быстрого решения своих финансовых проблем, для него вопрос цены существует, но стоит на втором месте. Самое главное - быстрота, технологичность и желание работать с любыми суммами.
"Как правило, малое и микрофинансирование должно осуществляться в очень сжатые сроки - между предоставлением полного пакета документов, заключением договора лизинга, оплатой поставок и получением лизингового имущества должно пройти два, максимум пять дней, и требования к клиенту должны быть менее жесткими", - считает Ольга Рахманова, генеральный директор компании "РосЕвролизинг".
Но пока специальных технологий для работы с малым и средним бизнесом в большинстве лизинговых компаний нет. Процедура принятия решения стандартная и одинакова для крупных и мелких клиентов. Два-три дня занимает предварительный этап - анализ заявки и вынесение решения о возможности дальнейшей работы. Большая часть времени уходит на анализ финансового состояния, правоспособности клиента, проработку и согласование условий сделки. На все про все обычно уходит две-три недели.
Неохотно лизинговые компании идут на снижение минимальных сумм сделок - в большинстве компаний они не менее $50 тыс. (если не брать в расчет программы автолизинга). То есть, как правило, небольшим предприятиям просто предлагается более дорогой продукт (обычно на 1-2%) с большим авансовым платежом (от 30%).
Но небольшим фирмам выбирать не приходится, поскольку лизинг для них сегодня чуть ли не единственный способ получения финансирования на перевооружение производства. И даже такой жесткий лизинг для них обычно выгоднее других способов финансирования - в частности, банковского кредита.
Кстати, предлагается этот способ далеко не всем. Финансирование получают компании с операционной историей больше года, с первоначальной (хотя бы крошечной) историей успеха, сильным менеджментом и пониманием того, как будет развиваться бизнес, с устойчивым финансовым положением и предлагающие проект в рамках своей основной деятельности.
Выбирать не приходится
Почему же именно лизинг выгоден малому и среднему бизнесу? В первую очередь потому, что такие инвестиции проще получить. У лизинговых компаний не существует банковских лимитов на одного заемщика, они не обязаны создавать по высокорисковым сделкам стопроцентные резервы и т.п. Поэтому лизинговые сделки могут быть любыми по размеру и заключаться на более длительные сроки (обычно до 5 лет) с клиентами, не имеющими ни залога, ни кредитной истории. Для малого бизнеса, который в основном работает на арендованном оборудовании и ценного имущества для залога не имеет, это очень важно. К тому же для клиента лизинговая операция менее рискованна, чем банковский заем. Отказ от выполнения своих договорных обязательств в первом случае может привести только к потере оборудования, а во втором - к потере всего имущества, а иногда и к банкротству.
И наконец, налоговые льготы. В отличие от платежей по кредиту, все лизинговые платежи относятся на себестоимость. К тому же на имущество, переданное в лизинг, разрешено начислять ускоренную амортизацию (с коэффициентом 3). А это уменьшает налогооблагаемую прибыль и налог на имущество. В сумме лизинг "выигрывает" у банковского кредита не менее 15%. Хотя для "малых" клиентов и экономия средств, видимо, будет несколько меньше.