Такая услуга, как приобретение имущества, взятого в лизинг у иностранной компании, находится в России пока лишь на стадии развития. Однако выход фирмы на международный лизинговый рынок – это не дань моде, а возможность практической экономии.
Международный лизинг может сопровождаться переходом права собственности на предмет лизинга к отечественному лизингополучателю. В этом случае особый интерес представляет режим временного ввоза имущества для основных фондов, не являющихся собственностью российских лиц. Применив данную схему в лизинговых отношениях, можно получить частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов на 34 месяца (п. 1 ст. 213 ТК РФ). При частичном условном освобождении за каждый календарный месяц, в течение которого имущество находится на таможенной территории России, компания должна уплатить 3 процента от суммы таможенных пошлин и налогов, которая подлежала бы уплате, если бы предмет лизинга был выпущен для свободного обращения.
Если режим временного ввоза завершается выпуском для свободного обращения, таможенную стоимость имущества определяют на день помещения под режим временного ввоза. Ставки же таможенных пошлин и налогов берут на день выпуска имущества для свободного обращения. Чтобы определить сумму пошлин и налогов к уплате, следует произвести зачет сумм таможенных платежей, уплаченных ранее при режиме временного ввоза (ст. 214 ТК РФ).
Оценивая экономическую целесообразность режима временного ввоза, необходимо учитывать следующий факт. При выпуске для свободного обращения имущества, в отношении которого применялось частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, за период, когда применялось такое освобождение, компания должна заплатить проценты. Их рассчитывают с сумм таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате, если бы в отношении этих сумм была предоставлена рассрочка со дня применения частичного освобождения.
Из данного правила есть исключение. Это ситуация, при которой сумма таможенных пошлин и налогов, уплаченная за период частичного условного освобождения, равна сумме, которая подлежала бы уплате, если бы в день помещения под режим временного ввоза имущество было выпущено для свободного обращения.
Описанный механизм можно использовать, если договор финансового лизинга предусматривает эксплуатацию имущества лизингополучателем на территории России минимум в течение двух лет и 10 месяцев до перехода к нему права собственности. Только когда это условие соблюдается, режим временного ввоза экономически оправдан. Ведь платить проценты за рассрочку в этом случае не надо.
Вычет по НДС сомнению не подлежит
Вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные компанией при ввозе имущества на таможенную территорию России в таможенных режимах временного ввоза и выпуска для свободного обращения (п. 2 ст. 171 НК РФ).
В современной российской практике известен такой случай. Налоговая инспекция оспаривала право российского лизингополучателя на возмещение из бюджета НДС. При этом налог был уплачен в составе таможенного платежа при ввозе основного средства на территорию России по международному договору финансового лизинга. Основанием для привлечения к налоговой ответственности послужил тот факт, что предмет лизинга не был учтен лизингополучателем на балансовом счете 01 "Основные средства", а отражался на его забалансовом счете 001 "Арендованные основные средства".
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в своем постановлении от 17 марта 2004 г. по делу № Ф09-967/04АК обратил внимание на пункт 1 статьи 172 Налогового кодекса. В нем сказано, что сумму налога, уплаченную при ввозе на таможенную территорию России основных средств, можно зачесть в полном объеме после постановки основных средств на баланс. При этом неважно, на каком счете бухгалтерского учета они будут стоять. Таким образом, суд принял сторону лизингополучателя, оставив без удовлетворения кассационную жалобу налоговых инспекторов.
Международный автолизинг поможет сэкономить на НДС
Российские компании заинтересованы в приобретении наземных автотранспортных средств с помощью международного лизинга. А дополнительным стимулом к этому являются преимущества, связанные с вопросом уплаты НДС по лизинговым платежам.
Объектом обложения НДС признают операции по реализации услуг на территории России (п. 1 ст. 146 НК РФ). Подпунктами 1–4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса не преду-смотрено оказание услуг по сдаче в аренду автотранспортных средств. Поэтому местом реализации данных услуг будет место деятельности организации-лизингодателя (подп. 5 п. 1 и п. 2 ст. 148 НК РФ). Таким образом, территория России не является местом реализации услуг по международному договору финансового лизинга автотранспортных средств. Ведь иностранный лизингодатель не состоит на учете в наших налоговых органах. Следовательно, лизинговые платежи по данному договору не облагают НДС.
По всем остальным предметам международного лизинга данная схема не работает. Ведь лизингополучатель осуществляет деятельность на территории России, то есть она будет местом реализации услуг по передаче движимого имущества в аренду. Так как лизингодатель не состоит на учете в налоговых органах Российской Федерации, лизингополучателя признают налоговым агентом. Он обязан исчислить, удержать у лизингодателя и перечислить в бюджет налоговые платежи по НДС. Налоговую базу формируют суммы дохода от передачи имущества в лизинг с учетом налога на добавленную стоимость. Сумму налога исчисляют по расчетной ставке 18/118 процентов. В соответствии с пунктом 3 статьи 171 Налогового кодекса, право на вычет сумм НДС, удержанных и перечисленных в бюджет, распространяется на налоговых агентов, являющихся плательщиками НДС и осуществляющих облагаемые НДС операции.