Современные лизингодатели готовы на многое, чтобы завоевать клиента. Они согласны не только подробно объяснить, из чего складывается их маржа, но и поделиться даже теми моментами, которые для лизингополучателя не столько важны, сколько любопытны. Например, что заставляет лизинговую компанию финансироваться не в отечественном банке, а в зарубежном. Об этом нам рассказал Станислав Егорушков, генеральный директор ОАО "Геолизинг".
Станислав Николаевич, почему лизинговые компании выходят на международный рынок финансирования?
Если объективно проанализировать ситуацию, то можно прийти к выводу, что кредитный продукт российских банков оказывается гораздо дороже международных финансовых активов. И в первую очередь эта разница отражается на клиентах. Ведь стоимость банковского кредита – одна из составляющих суммы лизинговых платежей. Мы пытаемся создать комфортные условия для лизингополучателей. Поэтому именно разница в цене кредитного продукта и поощряет нас на освоение новых рубежей, а именно, на выход на международный банковский рынок.
В каких случаях можно привлекать иностранные финансовые активы?
Банковский кредит как источник финансирования, как правило, используют в двух вариантах. Во-первых, как свободный финансовый ресурс для осуществления той или иной лизинговой операции. Во-вторых, как проектный финансовый инструмент для конкретных лизингополучателей.
Для того чтобы получить кредит в зарубежном банке, Вам необходима гарантия российского банка?
Да. Заключая международные сделки на приобретение лизингового оборудования и привлечения зарубежного финансирования, мы используем такой инструмент, как российская и зарубежная гарантия. Первоначально мы заручаемся гарантией отечественного банка. То есть он гарантирует добросовестность нашей компании иностранному банку. Последний в свою очередь выставляет гарантию зарубежному предприятию-поставщику, которое производит оборудование.
Может ли покупатель реализовать данную схему, не прибегая к услугам лизинговой компании?
Как правило, нет. И на это есть ряд объективных причин. Зачастую зарубежный поставщик отказывается работать с нефинансовой организацией. А лизинговая компания как раз является финансовой. Обычно покупателям труднее получить гарантии поручительства. В большинстве случаев банк не готов их рассматривать как потенциальных заемщиков, если они находятся в регионах, не имеют возможности прямого выхода к данным операторам или не обладают теми или иными финансовыми инструментами.
С точки зрения стратегического развития какие инвестиционные институты более предпочтительны – российские или зарубежные?
Сама процедура получения кредита в зарубежном банке более затяжная. Иностранная кредитная организация запрашивает достаточно большой пакет документов. На его обработку, как правило, уходит много времени. В российских же условиях краткосрочное и среднесрочное кредитование оформляют не так долго. Такой подход позволяет решить оперативные задачи, стоящие перед той или иной лизинговой компанией. Поэтому мы, например, всегда анализируем кредитную политику и наличие свободного капитала на ближайшие три месяца. Иногда приходится первоначально прибегать к отечественному капиталу, а только потом замещать его зарубежным. Это позволяет сделать экономически целесообразные ходы и повысить конкурентоспособность лизинговой компании.
Насколько различается стоимость кредитного продукта в международном банке и отечественном?
Максимальная ставка, по которой западный банк предоставляет кредит, как правило, не больше 4–4,5 процента в валюте. К этой сумме нужно прибавить 3 процента, которые компания платит кредитной организации за гарантию. Итого получается в среднем 7 процентов. Российские кредиты идут от 7 процентов и выше. В нашей стране получить, предположим, кредит на 10–15 миллионов долларов или евро под 7 процентов годовых достаточно сложно.
Лизингодатель самостоятельно выбирает, с каким зарубежным банком сотрудничать, или отталкивается от пожеланий поставщика?
Обычно, выбрав компанию-производителя оборудования, которое планируется передать в лизинг, мы запрашиваем у них список банков, с которыми они работают. Потом просим их предоставить перечень российских банков, от которых они примут гарантию. Затем мы рассматриваем их пожелания и разрабатываем оптимальную модель партнерства.
Конечная цель – снизить стоимость лизингового продукта – достигается?
Естественно! Привлечение международных финансовых активов позволяет компании быть конкурентоспособной на рынке и способствует предоставлению клиенту более выгодных условий лизинга.