Лизинговые операции могут привести к существенному расширению корпоративных парков автомобилей и повлиять на развитие авторынка в целом. В ближайшие год-два эксперты прогнозируют всплеск спроса на лизинг автомобилей в России. Для этого появляются все необходимые условия: законодательная база, экономическая ситуация, растущий спрос на этот вид услуг и выход на рынок серьезных игроков - отечественных и западных. Если же учесть, что ниша эта пока еще достаточно свободна, то развитие бизнеса в ней может стать очень перспективным как для его участников, так и для потенциальных клиентов.
Как это назвать
Лизинг как таковой в России стал востребованным после кризиса 1998 года. Тогда начала активно развиваться отечественная промышленность, потребовались значительные средства на обновление ее основных фондов. Но после дефолта не многие финансовые структуры были готовы рисковать выдачей прямых кредитов, и лизинг оказался для заемщиков более надежной схемой. Тем более что в те годы в стране он трактовался как вид инвестиционной активности, которая облегчала предприятиям бремя покупки основных средств производства. Да и по новому закону, принятому чуть больше года назад, лизинг у нас рассматривается скорее как возможность постепенного выкупа предмета договора, в то время как на Западе он ближе к долгосрочной аренде, а в ряде стран выкуп вообще запрещен.
В то же время в российском налоговом законодательстве некоторые формы лизинга трактуются именно как аренда, и налоговые льготы в тех или иных случаях могут применяться или не применяться. Контролирующие органы нередко по-разному оценивают один и тот же контракт, причем разночтения случаются даже в рамках одного ведомства. Впрочем, участники рынка к этому относятся с пониманием: они списывают издержки на несовершенство лизингового законодательства и надеются, что скоро оно будет доработано и все встанет на свои места.
Прокат, аренда, лизинг
Интерес к крупным проектам по перевооружению предприятий и целых отраслей в течение нескольких лет сдерживал широкое развитие бизнеса по лизингу автомобилей. Ведь ресурсы, в том числе интеллектуальные, было куда выгоднее вкладывать в многомиллионные сделки, нежели туда, где стоимость предмета договора нередко составляет всего 15-20 тыс. долларов. Но теперь пришло время и этой услуги.
На первый взгляд как минимум в Москве она представлена чрезвычайно широко. В рекламных объявлениях многих автодилеров лизинг присутствует в качестве стандартной операции, а некоторые даже создают специальные подразделения. К примеру, в структуре компании "Независимость" есть фирма "Независимость Авто-Лизинг", ставшая "дочкой" крупного западного финансового оператора. За два года она заключила более 200 договоров. Однако нередко дилеры (особенно мелкие) предлагают лишь кратковременный (до месяца) прокат машин или их не очень продолжительную (полгода-год) аренду, когда разным арендаторам предоставляются одни и те же автомобили.
Лизинг же подразумевает передачу клиенту на достаточно большой срок (обычно от года до пяти) исключительно новых машин, приобретенных и оформленных на себя лизинговой фирмой. Причем марка и модель подбираются строго по заявке клиента. Контрактом также оговариваются комплектация машин, мощность двигателей, дополнительное оснащение и даже цвет автомобиля и расположение на нем фирменных наклеек, если это важно для соблюдения корпоративного стиля клиента.
Сам лизинг делится на финансовый и операционный. Финансовый лизинг российские клиенты чаще всего рассматривают как возможность купить машину в рассрочку. Он отличается простыми условиями договора, когда клиент занимается текущим обслуживанием машин, а затем по остаточной стоимости оформляет на себя автомобиль. При операционном лизинге многие проблемы (взаимоотношения с Госавтоинспекцией, страховой компанией, сервисное обслуживание, даже хранение зимней резины) за соответствующую плату решает лизинговая компания. Она же по завершении контракта сдает автомобиль дилеру на реализацию либо ищет на него покупателя. Клиенты таким образом получают возможность уменьшить налогооблагаемую базу (машина ведь на балансе лизингодателя) и без огромных единовременных затрат регулярно обновлять свой автопарк.
Однако упомянутые разночтения в понимании лизинга сбивают многих с толку и мешают объективно оценить ситуацию на рынке, причем даже самым крупным игрокам. К примеру, фирма "Кельвин", работающая под маркой "Рольф-лизинг", сегодня имеет действующие договоры примерно с 500 клиентами и сдает им в лизинг около 1300 автомобилей. Но какова при этом доля компании на рынке, не знает даже ее директор Сергей Дианин. "Одни источники утверждают, что мы имеем около пятнадцати процентов, другие считают, что порядка шестидесяти пяти. Я не верю ни тем, ни другим. Истина, видимо, где-то посередине", - заметил он в беседе с "Экспертом". Вместе с тем многие специалисты часто упоминают такие известные западные брэнды, как Budget или Hertz. Однако значительная часть их российских парков задействована именно в прокате - как rent-a-car, а непосредственно в лизинге у этих компаний, соответственно, 126 и 50 автомобилей.
Новые игроки - новые программы
В том, что активность российских и зарубежных компаний в этом бизнесе будет расти, сомнений нет. Показательна даже существующая динамика. Так, Hertz занялся в России прокатом в 1996 году, а в 2001-м начал сдавать дорогие машины и в лизинг. Имеющая десятилетнюю историю фирма "Кельвин" полностью переключилась на этот бизнес в 1998 году, начав с 11 контрактов. Сейчас их в пятьдесят раз больше, а оборот за 2002 год составил 22 млн долларов. Очевидно, что при таком раскладе прошлогодний оборот в 3 млн долларов не может удовлетворить компанию с мировым именем Budget, и она постарается получить более весомую долю на рынке. Готовятся войти на него и новые специализированные игроки (к примеру, Europcar, Global Rent), а также крупные банки и финансовые структуры и даже производители автомобилей.
В последние месяцы собственной программой автомобильного лизинга вплотную занимается дивизион Ford Financial Russia. Успешно внедрив систему кредитования модели Focus для розничных покупателей, его сотрудники готовятся уже в этом году предложить комплексную программу в области лизинга и юридическим лицам. В ее основе - опыт европейских стран (прежде всего Англии), всесторонний анализ российской статистики и наработок, мощные интеллектуальные и организационные ресурсы компании Ford.
"Мы тщательно исследовали российский рынок и выделяем на нем три основных сегмента потребителей, - делится с "Экспертом" управляющий Ford Financial Russia Сергей Овчаренко. - Причем они настолько разные, что для каждого из сегментов нужно готовить свою подпрограмму и отдельно подбирать компанию-партнера, с которым будем работать по лизингу. Мы даже думаем, что всю линейку из трех продуктов сможем запустить не сразу, а поочередно - в течение третьего квартала."
По оценке Ford, первая группа потенциальных клиентов - небольшие и средние российские фирмы. Машины им зачастую требуются для ведения бизнеса, но вынимать из него деньги на покупку транспорта невыгодно или даже невозможно. А в связи с небольшими оборотами, дефицитом реальных активов и краткосрочностью присутствия на рынке рассчитывать на прямые кредиты трудно. Поэтому лизинг, в первую очередь финансовый, становится для таких предприятий едва ли не единственным способом приобрести автомобили. И они даже готовы платить за услугу больше других, поскольку лизингодатели рассматривают их как клиентов с высокой степенью риска.
Вторая категория - крупные компании, имеющие доступ к недорогим кредитным ресурсам. Им тоже интересен финансовый лизинг, но тут уже мало просто выгодных условий, потребуется еще и специальное предложение, скажем, по страхованию. Более того, в основе продукта должен лежать принцип учета остаточной стоимости автомобиля. В Европе он используется практически во всех лизинговых соглашениях, и это позволяет существенно снизить цену предмета лизинга и, соответственно, платежи клиентов. В таком случае расчет идет не от полной стоимости машины, а за вычетом остаточной стоимости на момент окончания договора.
Но тут в России есть проблема: надо найти то оптимальное соотношение, которое устроит все три стороны - клиента, лизинговую компанию и дилера, к которому потом вернется на реализацию автомобиль. Для этого требуется справедливо рассчитать возможную амортизацию с учетом российских дорог, климата, пробега, качества бензина и т. д. В той же Великобритании созданы специальные каталоги, где по каждой модели на годы вперед расписана остаточная стоимость после конкретного срока эксплуатации. В России же все нужно начинать с нуля.
Наконец, в третьем сегменте (по классификации Ford Financial Russia) также расположились крупные компании, среди которых преобладают зарубежные фирмы и представительства международных структур. Их интересует иной продукт - операционный, или полный сервисный лизинг. Он считается наиболее интересным и сложным. С одной стороны, российские налоговики относят его к долгосрочной аренде и поэтому снимают некоторые налоговые льготы. С другой стороны, в этой сфере таится огромный потенциал развития различных услуг, возможность внедрения новых форм работы и получения прибыли. Скажем, по автомобилям Ford в России пока была лишь одна подобная крупная сделка: в 2001 году Budget предоставил компании Unilever 60 машин.
Дело будет расширяться
О привлекательности и перспективности операционного лизинга говорили все представители компаний, с которыми мы общались. Причем интересной они считают эту форму не только для себя, но и для серьезных клиентов. Последние получают полный сервис, включая ремонт и обслуживание транспорта, эвакуацию и подмену неисправных машин, решение проблем в ГАИ и в страховой компании, администрирование парка автомобилей. Но главное, они получают прозрачность расходов, возможность их долгосрочного планирования и оптимизации. Клиенты в таких случаях нередко оставляют за собой лишь затраты на топливо, а все остальные проблемы перекладывают на лизингодателя.
Более того, крупные компании с большим парком машин и серьезным оборотом денег сейчас намерены перейти еще и на безбумажные технологии. В этом случае все взаиморасчеты с производителем, дилерами, страховщиками, топливной компанией и фирмой, которая управляет парком, производятся по электронным карточкам. Упрощаются процедуры, минимизируются ошибки и злоупотребления.
По мнению Сергея Овчаренко, главной трудностью здесь становится не технический аспект внедрения карточек, а ценообразование, которое нужно ввести в систему электронных расчетов. Ford сумел серьезно продвинуться в решении этой проблемы: большинство стандартных операций по техобслуживанию машин у дилеров компании унифицированы и входят в единый прейскурант цен, есть также хорошая схема по продленной гарантии, а полученная от "Ингосстраха" статистика страховых случаев позволит рассчитать риски.
Поэтому через несколько месяцев Ford Financial Russia планирует вывести на рынок несколько качественных лизинговых продуктов. При их реализации сам Ford станет поставщиком различных моделей автомобилей и координатором проекта, вместе с которым будут работать дилеры и лизинговые компании. В качестве последних решено привлечь сторонние фирмы, имеющие безупречную репутацию и хороший опыт работы в области лизинга. Сейчас рассматриваются в качестве кандидатов несколько российских и зарубежных компаний.
Иная тактика у фирмы "Кельвин". Предоставляя как финансовый, так и операционный лизинг, она в основном опирается на потенциал "материнской" структуры - "Рольф Холдинга". Директор фирмы Сергей Дианин отметил, что это позволяет оптимизировать усилия и повышает эффективность работы. Поскольку "Рольф" не только дистрибутор Mitsubishi, но и дилер ряда других марок, его лизинговая фирма может гибко реагировать на различные заявки клиентов и подбирать нужные модели машин в комплексе. Впоследствии эти автомобили и обслуживаются внутри холдинга, а если нужно, то с краткосрочной арендой может выручить его прокатное подразделение. Кроме того, в "Рольфе" сейчас открыли компанию - страхового брокера, через которого клиентам подбирают страховщиков. Все это обеспечивает холдингу приток денег и снижение рисков, а фирме "Кельвин" - возможность расширения услуг по операционному лизингу.
Из столицы - в регионы
Бизнес по лизингу автомобилей у нас настолько неразвит, что говорить о нем в регионах пока сложно - подавляющее число операций приходится на Москву. Скажем, Budget за пределами столицы не работает, лизинговая лицензия Hertz тоже распространяется только на московское представительство, а "Рольф-лизинг" свои считанные сделки с клиентами из регионов совершил при содействии дилеров. На фоне других городов немного продвинулся Санкт-Петербург, но и там статистики, существенной в масштабах страны, нет. Хотя в провинции лизинговые машины ездят: нефтяные компании отправили мощные внедорожники в Сибирь, представительства иностранных торговых фирм брали легковушки для областных филиалов.
В связи с этим сотрудники большинства лизинговых компаний прогнозируют на предстоящие годы два основных пути развития бизнеса. Первый - постепенное перераспределение спроса с финансового лизинга на операционный, который сейчас составляет не более 25-30%. Причем востребован он будет тем больше, чем стабильнее экономика - клиенты с устойчивым бизнесом станут переходить от меркантильных расчетов к соображениям удобства.
Второе направление - активный выход крупнейших игроков за пределы МКАД. По мнению директора отдела проката и лизинга "Баджет - прокат автомобилей в Москве" Дмитрия Новожилова, профессионализм крупных игроков должен повлиять на становление качественного лизинга в регионах. Этому могут содействовать и банки, для которых лизинг автомобилей порой становится предпочтительнее кредитов или лизинга громоздкого заводского оборудования. Ведь машины - мобильный и вполне ликвидный товар, и это даже в условиях нестабильности делает их привлекательными для подобных операций.