В стране все больше машин приобретают в финансовую аренду. Рост этого сегмента рынка лизинга составил в прошлом году 80%. Однако развитие автолизинга сдерживают отсутствие инфраструктуры обслуживания машин и законодательный запрет передачи автомобилей по договорам лизинга частным лицам. Хотя приобретение машины по лизинговой схеме зачастую намного удобнее и выгоднее ее покупки в кредит
Ходовые испытания
Лизинг автомобилей позволяет отработать технологии для других видов финансовой аренды. В стране все больше машин приобретают в финансовую аренду. Рост этого сегмента рынка лизинга составил в прошлом году 80%. Однако развитие автолизинга сдерживают отсутствие инфраструктуры обслуживания машин и законодательный запрет передачи автомобилей по договорам лизинга частным лицам. Хотя приобретение машины по лизинговой схеме зачастую намного удобнее и выгоднее ее покупки в кредит.
Сейчас около 70% российских лизинговых фирм занимаются автотранспортными средствами. Причем по числу сделок автолизинг имеет ведущие позиции в портфеле многих компаний. "За этот год объем сделок по лизингу автомобилей в портфеле нашей компании составил около 10%, - говорит Владимир Малыгин, генеральный директор компании "ЛизингПромХолд". - Но это не значит, что таких сделок мало, просто при своей невысокой стоимости единицы имущества автолизинг пока не может составить конкуренцию лизингу, к примеру, промышленного оборудования". "Доля автолизинга в нашей компании пока еще незначительна, но в связи с тем, что это направление очень перспективное, она будет постоянно расти", - считают в компании "Лизинг-Траст".
Российскому автолизингу по части сервиса, услуг и возможностей еще очень далеко до западных стандартов. Коротеньким словом "лиз" американцы называют покупку автомобиля. Потому что по ту сторону океана огромное число машин приобретается по лизинговым схемам. Такой способ покупки авто очень популярен и в Германии, и в Швейцарии, а в Чехии каждый второй автомобиль приобретается в лизинг.
"Лизинг автотранспорта очень популярен за рубежом, - рассказывает Владимир Малыгин. - По статистике, чуть ли не половина всех лизинговых сделок за границей - это финансовая аренда автомобилей. За рубежом получить автомобиль по лизинговой схеме легче, чем взять кредит. В принципе, логично: зачем брать деньги для приобретения товара, когда можно взять сам товар".
По сравнению с кредитом финансовая аренда - это больший сервис и свобода выбора. Человек договаривается о цене, вносит первую плату, получает автомобиль, а потом помесячно платит некую сумму. Если машина покупается в кредит - клиент тут же становится ее собственником и за оговоренный срок выплачивает полную стоимость автомобиля вместе с процентами. Если она приобретается в лизинг - человек волен выбирать схему оплаты, размер процентов, а также то, становиться ему собственником машины или нет. При лизинге размер ежемесячных взносов зависит от условий сделки. Заокеанский покупатель может выбирать: по истечении обговоренного срока (обычно 2-3 года) он либо машину возвращает и берет новую (и соответственно не оплачивает ее полную стоимость), либо выкупает автомобиль по остаточной стоимости (поэтому в течение нескольких лет платит меньшие взносы), либо получает машину в собственность, выплатив ее полную стоимость в арендных платежах. Аренда машин без выкупа называется оперативным лизингом, и он очень популярен на Западе. Но свобода выбора не самое главное. Забирая машину в аренду, автомобилист вместе с ней получает и полный пакет сервисных услуг: гарантированный ремонт, замену автомобиля во время поломки, помощь на дороге и многое другое.
В нашей стране оперативный лизинг почти не практикуется. Почти все договоры (98-99%) предусматривают полную выплату стоимости автомобилей за весь срок лизинга. Сегодня в стране автомобили в лизинг покупают только фирмы. И лизинг привлекает предпринимателей не своими широкими возможностями, а положенными налоговыми льготами - финансовая аренда дает возможность сэкономить на налоге на прибыль и имущество. "Лизинг сегодня работает "на потоке" для машин представительского класса "Форд", "Рено", "Мицубиси", "Вольво" и др. Целые парки автомобилей сейчас берутся в лизинг с полным обслуживанием", - говорит Оксана Евтушевская, начальник кредитного отдела компании "Дельта-Лизинг".
Развитие автолизинга сдерживают несколько факторов - в первую очередь законодательные препоны. "Бума автолизинга без внесения изменений в Гражданский кодекс и Закон о лизинге не будет, - считает Андрей Николаенко, коммерческий директор компании "Петролизинг-Менеджмент". - Проблема в том, что в этих законодательных актах лизинговое имущество должно использоваться для предпринимательских целей. По этой причине лизинг для физических лиц (как это распространено на Западе) запрещен".
Сдерживает развитие автолизинга и отсутствие развитой инфраструктуры обслуживания арендованных автомобилей. "Сейчас в Россию пришли работать многие крупные торговые, производственные многонациональные компании, - говорит Оксана Евтушевская. - Они приносят свой опыт работы с Запада. Имея в своем составе большой парк автомобилей, они запрашивают у нас привычный перечень услуг. Они требуют машины в лизинг без перехода прав собственности. Хотят по окончании договора возвращать их лизинговой компании, иметь машины на замену в случае поломок, место для хранения шин, бензин по карточке и многое другое. То есть должна быть инфраструктура, которая обеспечивает этот сервис, - дилеры со своими сервисными центрами и управляющая компания, которая будет управлять парками машин. Мы не в состоянии это делать. А таких компаний пока на рынке нет". Но только пока. Предложение рождает спрос. По мнению экспертов, именно через автолизинг будут развиваться другие формы финансовой аренды. Уже сейчас многие компании становятся гибче. Клиент сам решает, на чьем балансе отражать автомобиль, включать страховые платежи в лизинговые взносы или нет. Лизинговые компании унифицируют процедуру приобретения автомобиля, принимая решение в течение 5 дней. И это только начало.
Страховые компании активно осваивают рынок лизинговых операций
Бизнес - дело рискованное. А где риски, там и страхование. Эта формула, совсем не очевидная в нашей стране, в лизинговом бизнесе работает почти "на все 100". Если в целом по России застраховано не более 10% имущества предприятий, то для предметов, переданных в лизинг, эта цифра составляет в среднем 80%.
По данным Росcийской ассоциации лизинговых компаний ("Рослизинг"), оборудование, поставляемое зарубежными компаниями (строительная техника, медицинское оборудование, телекоммуникационная техника), застраховано на 100%. На 99% застрахованы договоры лизинга автотранспортных средств. Меньше страхуют сельскохозяйственную технику (75%), и лишь 60% компьютеров и офисной техники защищены страховыми гарантиями.
С уровнем страхового покрытия дело несколько хуже. На 100% покрыты риски автотранспорта, для остальных видов оборудования эта цифра едва достигает 50%. Но и эти показатели на порядок превосходят катастрофический уровень недострахованности нашего бизнеса.
Заметим: страхование предметов лизинга не является обязательным, и причина высоких показателей в том, что лизинговые компании как обязательное условие при заключении договора финансовой аренды требуют наличия страхового полиса.
Страховщики приводят немало примеров постоянного партнерства с лизинговыми компаниями. "НИКойл-Страхование" давно работает с компаниями "Дельта-Лизинг" (страхование оборудования, станков, автотранспорта), "ДВТ-Лизинг" (страхование оборудования, компьютерной техники), "АМИСТАД" (строительная техника, автомобили)". У "Энергогаранта" действует договор с компанией "КМБ-Лизинг". Растет популярность страхования сельхозтехники. Первый заместитель генерального директора компании "ГУТА-Страхование" Сергей Простатин рассказал: "У нас заключено соглашение с Ассоциацией крестьянских и фермерских хозяйств (АККОР) о том, что наша компания может выступать финансовым гарантом по лизинговым сделкам компании "Росагролизинг", специально созданной с целью оказания государственной поддержки отечественным производителям. То есть наличие страхового полиса дает фермерам возможность получить в аренду сельхозтехнику, не беря кредит в банке, не оформляя никаких залогов и без каких бы то ни было поручительств".
Яркое свидетельство роста интереса страховщиков к лизинговому бизнесу - их вступление в Российскую ассоциацию лизинговых компаний. Членами "Рослизинга" являются "Ариадна", "НИКойл- Страхование", "РОСНО", "Страховой дом ВСК", а на прошлой неделе к ним присоединился "Энергогарант".
Страхование лизинга - это прежде всего классические виды имущественного страхования. "Они гарантируют компенсацию ущерба предмету лизинга от пожара, взрыва, стихийных бедствий и катастроф, противоправных действий третьих лиц и от других аналогичных рисков, - поясняет Андрей Рассветаев, руководитель Управления по реализации спецпроектов группы "АльфаСтрахование". - Очевидно, что перечень рисков в первую очередь зависит от вида оборудования, являющегося предметом лизинга. Так, взрывоопасное или пожароопасное оборудование, безусловно, необходимо страховать от взрыва или пожара, а транспортные средства - от утраты в результате угона или конструктивной гибели".
Частота страховых случаев зависит от предмета лизинга. Как говорит Татьяна Антошина, начальник управления развития РУКСО, "например, при страховании легковых автотранспортных средств, переданных в лизинг, убыточность выше, чем по спецавтотранспорту, а по сравнению с высокорисковыми предметами лизинга (в первую очередь это автотранспортные средства) страхование промышленно-технологического оборудования не отличается высоким уровнем убыточности".
Это напрямую сказывается на тарифах: если страховка для легковых автомобилей стоит 6-10% от страховой суммы, то для грузовых - 3.5-5%. А стоимость полиса для промышленного оборудования находится составляет 0.2-1%. Но и для относительно "безопасных" предметов лизинга у страховщиков есть свой рейтинг. Начальник отдела развития страхования имущества САК "Энергогарант" Сослан Кокаев рассказывает: "Если проранжировать по рискованности предметы страхования, то можно выстроить такую цепочку (по степени возрастания риска): производственное оборудование (станки и т.п.), швейное оборудование, хрупкое оборудование (торговые прилавки и т.п. с большим количеством стекла), высокотехнологичное оборудование (медицинское, телекоммуникационное)".
Для защиты лизингового бизнеса необходимы и специальные страховые продукты. В частности, должен быть покрыт риск неуплаты лизинговых платежей в результате банкротства лизингополучателя. Эти специфические риски берут на себя далеко не все компании, а те, которые берут, вносят в договор страхования четкие ограничения. Как сообщил "Известиям" заместитель директора дирекции имущественного страхования компании "НИКойл-Страхование" Михаил Голомазов, "нашей защитой покрываются не более 4 месячных неплатежей в год. Тариф при этом - от 2.5 до 5-7% в год. Страховая сумма, как правило, не превышает 70% стоимости лизингового имущества. Полисом не покрываются первые два неплатежа и не более двух подряд".
И это далеко не единственная проблема в страховании лизинговых операций. Специалисты отмечают и традиционное российское разгильдяйство, способное в считанные месяцы превратить дорогую технику в металлолом, и трудности с перестрахованием финансовых и некоторых имущественных рисков за рубежом, и, конечно, высокие расходы на страхование, которые удорожают лизинговые платежи. Но все признают, что проблемы эти имеют решение, и они не станут преградой на пути перспективной и привлекательной для страховщиков отрасли бизнеса.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Тарифы страхования предметов лизинга и лизинговых операций (в процентах от страховой суммы):
Легковые автомобили 6-10%
Грузовые автомобили 3,5-5%
Автоприцепы 2-2,5%
Сельскохозяйственная автотехника 0,8-3%
Промышленно-технологическое оборудование 0,2-0,8%
Телекоммуникационное оборудование 0,5-1%
Риски неплатежей 2-6%
Автогражданская ответственность 2-3%