Средняя стоимость оборудования, передаваемого в лизинг, составляет $50 тыс. При этом на долю малого и среднего бизнеса приходится лишь десятая часть лизинговых сделок. Мелкие предприниматели по-прежнему предпочитают не очень понятной финансовой аренде труднодоступный, но знакомый кредит. Между тем лизинговые компании готовы предложить им свои условия, принципиально отличающиеся от банковских.
Первые лизинговые компании, ориентированные на малый и средний бизнес, появились в 1993-1994 годах. В числе крупнейших - Московская лизинговая компания, созданная при участии правительства Москвы и внедрявшая лизинг в столице, и инвестфонд "США-Россия" (TUISRIF), совместно с Европейским банком реконструкции и развития активно осваивавший регионы. В первое время число лизинговых сделок было минимальным - к примеру, по лизингу закупались мизерные партии швейных машин для подвальных мастерских. По словам начальника кредитного отдела компании "Дельта-Лизинг" Оксаны Евтушевской (в начале 90-х она работала в питерском филиале TUISRIF), "на том этапе мы много занимались девелопментом, отрабатывали схемы работы с банками и клиентами, многие из этих схем применяем и сейчас".
Ведущие игроки рынка лизинговых услуг для малого бизнеса окончательно определились лишь в прошлом году. TUISRIF, выкупив небольшую ростовскую лизинговую компанию "ЗАО "Дельта-Лизинг", в 1999 году создал на ее базе одноименную 100-процентную дочернюю компанию. В 2001 году заработала компания "КМБ-Лизинг", принадлежащая Банку кредитования малого бизнеса. В это же время компания "РТК-Лизинг", изначально созданная "Ростелекомом" для обслуживания своих региональных филиалов, кардинально изменила стратегию. В 2001 году она купила ростовское ООО "Ноутур", на базе которого теперь создано 100-процентное дочернее предприятие компании "РТК-Лизинг" ООО "Спецавтотехника". Оно занимается лизингом тяжелой, строительной и дорожной автотехники. Сейчас лизинговый портфель компании "Дельта-Лизинг" состоит почти из 700 договоров на общую сумму $40 млн, "КМБ-Лизинг" - из 400 договоров на $15 млн. Московская лизинговая компания в 2002 году заключила 315 контрактов на 270 млн руб.
И все-таки пока большая часть лизинговых компаний не очень охотно работает с мелкими клиентами. Инвесторов отпугивает двойная бухгалтерия большинства фирм этого сектора и, соответственно, невозможность реальной оценки бизнеса, а также риск потери оборудования. Вячеслав Шилин ("Дельта-Лизинг") отмечает и специфические риски, связанные с неповоротливой системой исполнения судебных решений. В регионах имели место инциденты, когда лизингополучатель, прекратив платежи, блокировал вход на территорию предприятия представителям лизинговой компании. При этом правоохранительные органы отказывались вмешиваться в конфликт, требуя определения арбитражного суда, подтверждающего право собственности на оборудование. В свою очередь, суд отказывался принимать дело к рассмотрению, считая, что лизинговый договор четко указывает на собственника - компанию-лизингодателя. По словам господина Шилина, подобные ситуации удается разрешить путем длительных переговоров, к которым нередко привлекаются представители местной власти. Впрочем, как отмечают представители лизинговых компаний, проблемные договоры, заключенные с мелкими и средними фирмами, не превышают 3-4% от общего количества сделок.
Самым востребованным предметом лизинга у небольших предприятий являются грузовые и легковые автомобили - на них приходится до 40% договоров. При этом средняя стоимость такой сделки, по данным ассоциации "Рослизинг", составляет 1,37-1,78 млн руб. С большим отрывом от транспортных средств идут машиностроительное и технологическое оборудование (средняя стоимость контракта - 17,88 млн руб.), компьютеры и офисное оборудование (2,6 млн руб.), строительная техника (6,37 млн руб.). При этом некоторые лизинговые компании выражают готовность работать с оборудованием стоимостью до $10 тыс. Так, Московская лизинговая компания и "КМБ-Лизинг" готовы заключать договоры и на $3 тыс., "Дельта-Лизинг" и "Спецавтотехника" - от $20 тыс.
"Получив заявку, мы выезжаем к лизингополучателю и анализируем три принципиальные позиции: качество менеджмента компании, финансовое состояние клиента и ликвидность оборудования. После этого следует принятие решения", - говорит Оксана Евтушевская. Оборудование передается клиенту сразу после уплаты аванса (его величина колеблется от 20% до 30% стоимости договора). Ежемесячные платежи фиксированные, их разрешено относить на себестоимость. Кроме того, при получении импортного оборудования клиенту возвращают НДС. Налог на имущество также исключается, поскольку балансодержателем оборудования, как правило, является сама лизинговая компания. Срок его амортизации рассчитывается, исходя из коэффициента "три". То есть к концу срока договора (обычный срок - три года) компания выкупает предмет лизинга, балансовая стоимость которого может равняться нулю. Некоторые лизингодатели готовы брать на себя таможенное оформление, доставку, монтаж, регистрацию и даже техосмотр предмета лизинга (если это транспортное средство).
Крупным компаниям иногда удается добиться скидок от поставщиков оборудования. По словам Михаила Грингруза ("РТК-Лизинг"), их величина доходит до 10-12%. Залогом является само оборудование, переданное в лизинг. В качестве дополнительной гарантии лизингодатели требуют от клиента поручительства третьих лиц или связанных с его бизнесом компаний. В данный момент маржа лизинговой компании колеблется в пределах от 1,5% до 4%. "Но мы готовы торговаться и снижать собственную прибыль, если видим перспективность проекта", - утверждает господин Грингруз.
Главным недостатком лизинга считается достаточно высокая стоимость этого инвестиционного инструмента. Сейчас минимальная ставка за пользование предметом финансовой аренды составляет 8,5% в валюте и от 12-25% в рублях. Представители компаний говорят о высокой стоимости обслуживания сделки и ее сложной структуре. Имеющиеся на рынке предложения передать в лизинг оборудование под 1-2% годовых в валюте крупные компании считают обманом клиентов. "Как правило, при подписании подобных договоров выясняется, что лизингодатель включает в сумму сделки комиссию за ее оформление и прочие операционные расходы, - говорит господин Грингруз. - Или договор будет составлен таким образом, что клиент только в процессе выплат поймет, что реальная ставка намного превышает ту, которая была в коммерческом предложении".