Лизинговый рынок в России растет достаточно высокими темпами, что, по мнению участников конференции "Лизинг в России – 2003. Состояние и перспективы", связано с прогрессивной нормативной средой. Объем операций на этом рынке в 2001 г. составил 1,5 млрд долл., в 2002 г. – 2,3 млрд долл., а по итогам 2003 г. достигнет 2,8 млрд долл. Несмотря на это, доля лизинга в общем объеме инвестиций в основной капитал остается ничтожно маленькой – всего лишь 3-5%. Участники рынка пеняют на то, что об этом финансовом инструменте российские предприниматели еще недостаточно осведомлены. Впрочем, независимые эксперты указывают на то, что основным двигателем рынка по-прежнему является государство, от финансовых ресурсов которого во многом и зависит емкость рынка.
Финансовая аренда (лизинг) используется в тех случаях, когда покупатели инвестиционных товаров (прежде всего машин и оборудования) не могут выплатить производителю этих товаров всю сумму сразу. Однако отличием лизинга от обычной рассрочки является то, что, заключая договор лизинга, покупатель (лизингополучатель) может предусмотреть в договоре с компанией-продавцом (лизингодателем) право выкупа предмета договора по остаточной стоимости по истечении срока договора, либо отказаться от этого. В последнем случае имущество возвращается лизингодателю, который может заключать на него новый договор финансовой аренды. В качестве лизинговых компаний обычно выступают фирмы, аффилированные с производителем (для того чтобы создать новые каналы сбыта продукции), дочерние структуры банков и финансовых компаний (чтобы предоставлять дополнительные услуги клиентам материнской компании), а также государство (в целях стимулирования модернизации экономики, осуществления социально значимых проектов).
По данным Российской Ассоциации лизинговых компаний ("Рослизинг"), за 2002 год наибольший интерес к лизинговым схемам выказывали покупатели медицинского оборудования: объем сделок в этом сегменте вырос на 411,9%. По сельскохозяйственной технике рост составил 170,7%, телекоммуникационному оборудованию – 89%, грузовым автомобилям и прицепам – 73,6%, дорожно-строительной технике – 48,7%. Спад наблюдался в поставках спецоборудования (-43,5%), компьютеров и офисного оборудования (-37,2%), машиностроительного оборудования (-24,6%). Лидером по объему лизинговых сделок среди отраслей экономики является агропромышленный комплекс, на который приходится 41,2% всего лизингового рынка России, тогда как на нефтегазодобычу всего лишь 8,5% (!), машиностроение – 6,4%.
Довольно высокие темпы роста на рынке лизинговых услуг участники рынка объясняют успешной работой в законодательных органах. Как заявил на открытии конференции представитель "Рослизинга", благодаря усилиям ассоциации были внесены многочисленные поправки в закон "О финансовой аренде (лизинге)", которые позволили повысить привлекательность лизинговых сделок как для лизингодателей, так и для лизингополучателей. Всего подверглись изменению 10 статей закона. Наиболее важно, что лизинговые платежи в полном объеме относятся на себестоимость, а амортизация ускоряется в три раза. Кроме того, оборудование, взятое в лизинг, может находиться на балансе лизинговой компании, что позволяет экономить на налоге на имущество.
Вместе с тем лизинг пока не стал инструментом для технического перевооружения экономики. Доля лизинга в общем объеме инвестиций в основной капитал составляет, если исходить из данных "Рослизинга", всего лишь 3-5%. По оценкам Минэкономразвития, которые привела на конференции замруководителя департамента федеральных целевых программ и государственных инвестиций министерства Евгения Шевелева, этот показатель составляет вообще 0,4% по итогам 2002 г. (хотя представителем министерства, скорее всего, были использованы официальные данные Госкомстата, по которым объем лизингового рынка в 2002 г. составил всего 6 млрд руб.). Более того, лизинговые схемы стали все чаще использоваться для различных схем оптимизации налогообложения, а существенная часть лизинговых фирм, по данным МФК, создавалась лишь под одну операцию для своей материнской компании. Поэтому "Рослизинг" выступает сейчас за введение механизма лицензирования лизинговых компаний, очевидно, в том числе и для того, чтобы ограничить выход на этот рынок новых компаний, которые могли бы стать конкурентами существующим.
Интересно, что основные игроки на лизинговом рынке очень тесно связаны с государством (например, государство является учредителем "Росагролизинга", компании "Ильюшин-Финанс", Финансовой лизинговой компании, Московской лизинговой компании). Собственно, от государственных средств и зависит судьба многих лизинговых компаний как федерального, так и регионального уровней. Более того, стимулируя развитие рынка лизинговых услуг, государство предоставляет субсидию по страховке сделок в размере 50%, то есть лизингополучатель платит страховщику лишь половину страховой суммы, а остальное напрямую идет из госбюджета прямо к страховой компании. На этом фоне замедление темпов роста лизингового рынка (53% в 2001 г., 21% в 2002 г.) заставляет задуматься о его зависимости от роста бюджета РФ и размера средств на поддержку лизинга – по некоторым оценкам, сегодня до 30-35% этих средств на лизинговом рынке имеют бюджетное происхождение (так, по данным "Эксперт РА", только у "Росагролизинга" этот показатель составляет 145 млн долл., еще 90 млн долл. у "Ильюшин-Финанса").
При этом эффективность таких окологосударственных структур независимые эксперты оценивают как недостаточно высокую, что может иметь негативные последствия для развития этого финансового инструмента. В частности, в начале сентября в ряде регионов складывалась такая ситуация, что тот же "Росагролизинг" продолжал предлагать крестьянам комбайны, направив все средства на их закупку у производителей, и совершенно "забыл" про другую технику, которая во время осеннего сезона пользуется гораздо большим спросом, чем комбайны. "В августе – сентябре уже начинается спрос на почвообрабатывающую технику, тракторы и грузовые автомобили, – прокомментировали RBC daily в тюменской компании. – Однако все средства "Росагролизинга" направлены на комбайны, и денег на другую технику не остается". Кроме того, по словам дилера, сильно наращивать лизинговые продажи техники сейчас практически невозможно, так как хозяйствам нужен хотя бы минимальный залог. "Большинство из них уже задействовало все свои активы – закладывают даже скот, что дальше – непонятно", - сокрушается собеседник RBC daily. С ним соглашается и директор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько. "Пока будет монопольный пользователь государственных субсидий, толку, скорее всего, не будет: лизинговая схема остается слишком забюрократизированной и дорогой для крестьян", – уверен он.