Лизинг — одна из наиболее часто применяемых в мире форм приобретения нового оборудования и машин. Его мировой рынок оценивается примерно в $400 млрд. При этом лизинг автотранспорта составляет львиную долю этого объема — порядка 40%. Нечто похожее, хотя и в гораздо меньших масштабах, происходит в России, где лизинг автомобилей — одно из самых успешных направлений.
Лизинг вместо кредита
На сегодня малому и среднему бизнесу доступны лишь две формы финансирования приобретения средств производства: кредит и лизинг. Поход в банк предприниматель воспринимает как крайнюю меру — для решения вопроса о выдаче кредита требуется масса времени, сил и документов. С другой стороны, по словам гендиректора АО "КамАЗ-Лизинг" Алексея Лабзина, опросы показывают, что процедура оформления лизинга значительно проще, чем процедура оформления кредита. По данным "КамАЗ-Лизинга", на оформление договора уходит от двух до пяти дней, в то время как на получение кредита на покупку транспорта требуется от двух недель до месяца.
Определенные преимущества лизинговым компаниям дает то, что их деятельность регулируется госорганами не так строго, как банковская. Большинство мелких компаний продолжают работать "в тени", неохотно раскрывая данные о своих доходах. Лизинговые компании, ориентируясь на небольших заказчиков, готовы предложить им специальные условия с учетом специфики двойной бухгалтерии. "В этом случае мы оговариваем не стандартный список документов, а какие-то другие виды подтверждения источников дохода",— говорит начальник отдела по работе с корпоративными клиентами компании "Авто'кей" Алексей Крюков.
Кроме того, для обеспечения кредита в банке требуется предоставить в залог имущество — по крайней мере, до приобретения на кредитные деньги транспортного средства и передачи его в залог. Маленькую компанию, работающую в основном на арендованном оборудовании, это условие может поставить в тупик. В случае с лизингом надобность в таком залоге отпадает, поскольку поставляемый автотранспорт сразу является достаточным обеспечением. При невыполнении условий сделки лизингодатель его просто изымает.
Для предпринимателей лизинг транспортных средств выгоден и тем, что позволяет экономить оборотные средства за счет небольшого первоначального платежа и растянутых во времени ежемесячных взносов.
Алексей Лабзин поясняет: "Банки испытывают дефицит средств, которые можно предоставить более чем на год. Лизинг дает более длительную рассрочку платежа, а это означает меньшие по сравнению с банковским кредитом ежемесячные платежи".
Алексей Крюков согласен: "Лизинг позволяет не отвлекать деньги от проекта. Компания обновляет свой автомобильный парк, инвестируя свободные средства в другие вещи".
Немаловажным преимуществом автомобильного лизинга является также то, что он имеет достаточно развитый вторичный рынок благодаря ускоренной амортизации: для легковушки до $10 тыс.— один год, более $10 тыс.— два года.
Алексей Крюков утверждает: "Когда автомобиль самортизировался и его стоимость близка к нулю, это не значит, что на нем больше нельзя ездить. Машина может продолжать работать на компанию и дальше. В ряде случаев по окончании сделки лизингополучатели приобретают автомобили в собственность по остаточной стоимости, распространяя их потом среди своих сотрудников".
Еще один стимул для использования лизинговых схем — возможность с их помощью оптимизировать налоговые платежи. Помимо возможности ускоренной амортизации взятого в лизинг имущества все платежи лизинговой компании можно относить на себестоимость продукции. Таким образом, для лизингополучателя снижаются выплаты налогов на прибыль и на имущество.
Мини-вэн взаймы
Как массовая услуга автомобильный лизинг появился на российском рынке в 2000-2001 годах. Сегодня абсолютное большинство сделок заключается по легковым автомобилям. Любой уважающий себя столичный автосалон предлагает клиентам на выбор программы разных лизинговых компаний. Крупнейшие дилеры — такие, как "Рольф-Холдинг" и "Авто'кей",— пошли по пути создания собственных лизинговых операторов, которые предлагают покупателям-юридическим лицам весь спектр представленных в автосалонах автомобилей. Услуги таких структур дешевле, чем у разнопрофильных лизинговых компаний. К примеру, компания "Кельвин" (входит в "Рольф-Холдинг") предлагает новые Mitsubishi Lancer, Ford Transit и другие иномарки в лизинг под 22% годовых в валюте на срок до 36 месяцев. Авансовый платеж при этом составляет 30%. Лизинговые ставки на те же модели у других российских компаний при прочих равных условиях составляют 33-35% годовых.
В стандартный пакет услуг, предлагаемый лизинговой компанией, как правило, входят страховка и постановка автомобиля на учет в ГИБДД (за дополнительную плату). В некоторых случаях лизингодатель также предлагает и техническое обслуживание автомобиля. Но, по словам Алексея Крюкова, эта услуга стоит достаточно дорого, из-за чего не получила массового распространения.
"Сегодня большинство компаний предлагают схожие финансовые условия. Отличия можно найти только в оперативности рассмотрения заявки и оперативности предоставления автомобиля непосредственно в лизинг,— говорит Алексей Крюков.— Компании с участием иностранного капитала отличаются низкими ставками, но к их минусам можно отнести долгое время рассмотрения заявки и достаточно большой пакет требуемых документов".
В список документов, требуемых лизинговой компанией, может входить от 10 до 40 наименований. К основным (уставу, учредительному договору, свидетельству о регистрации и балансу) добавляются различные справки и лицензии на право заниматься определенными видами деятельности. У иностранных компаний требования к лизингополучателю жестче, зато некоторые (например, "ДельтаЛизинг") не требуют дополнительного обеспечения сделки, кроме залога самого автомобиля. Кроме того, многие из них заявляют о сокращении срока рассмотрения заявки до одной недели.
Так, "ДельтаЛизинг" обещает рассмотреть просьбу клиента в течение пяти дней. После этого тот может рассчитывать на аренду импортного автомобиля или целого автопарка стоимостью от $13 тыс. до $700 тыс. на срок от полутора до трех лет с авансовым платежом 25%. Ставка за пользование предметом лизинга - от 7,5% до 11% в валюте.
А "КМБ-Лизинг" готова приобрести для своих клиентов не только иномарки, но и отечественные автомобили, причем оплата может производиться как в рублях, так и в долларах. Срок лизинга - от одного года до пяти лет, сумма сделки — от $2 тыс. до $400 тыс., авансовый платеж — 30%. Стоимость финансовой аренды колеблется около 9% в долларах и 14,5% в рублях.
Летом "КМБ-Лизинг" заключила договор о сотрудничестве с Ford Motor Company. Чуть позже Ford объявил "о новой услуге для корпоративных клиентов, которая включает программы по финансовому лизингу". То есть сам американский концерн (точнее, его финансовые структуры), в отличие от, скажем, Caterpillar, заниматься лизингом в России пока не намерен. Речь идет о субсидировании производителем процентных ставок за пользование предметом лизинга. По аналогичной схеме Ford уже давно работает в области кредитования частных лиц при покупке автомобиля.
Совместное предложение Ford и "КМБ-Лизинг" не намного отличается от стандартных для иностранных лизинговых компаний условий. Автомобили передаются в аренду на срок от трех до четырех лет с 30-процентным авансом. Ставка по договору составляет около 8% годовых в евро. С помощью этой программы Ford рассчитывает существенно поднять продажи различных модификаций модели Transit (несмотря на то что и сейчас спрос на эту машину превышает предложение) и продвинуть на рынок новую модель коммерческого автомобиля Connect.
Лизинг в нагрузку
В ближайшее время, по оценкам специалистов, вырастет спрос и на финансовую аренду грузового транспорта. По словам Алексея Лабзина, российский рынок грузовой и специальной техники освоен лизинговыми компаниями на 15-20% и "постепенное приведение ставок к 10-12% в рублях невероятно его активизирует".
Самую крупную программу в этом году предложило ОАО "КамАЗ". Компания "КамАЗ-Лизинг" создана за счет средств Камского автозавода, кредиты на покупку машин ей предоставили Внешторгбанк (500 млн руб.) и банк "Ак Барс" (100 млн руб.). Участие госбюджета Татарстана выразилось в дополнительных налоговых льготах. По закону "О бюджете Республики Татарстан на 2003 год" автомобильная техника ОАО "КамАЗ", передаваемая в лизинг, освобождается от уплаты 2% налога на имущество на весь период лизингового договора. В следующем году льготы, скорее всего, распространятся на автобусы и спецтехнику. Как сообщили "Ъ" в департаменте лизинга КамАЗа, дополнительные налоговые преференции позволили удешевить лизинговые сделки на 1,5%.
По правилам "КамАЗ-Лизинга" договор заключается на срок до трех лет, размер авансового платежа составляет до 30% от стоимости техники, ставка за финансовую аренду — 25-27% годовых в рублях. В эту сумму включен транспортный налог, налог на имущество, регистрационный сбор при постановке на учет в ГИБДД и даже страхование от угона и ущерба.
По прогнозу департамента лизинга КамАЗа, к концу года на таких условиях в лизинг будет передано около 800 машин, объем сделок превысит $30 млн. Это более 10% российского рынка лизинга автотранспортной техники. В следующем году "КамАЗ-Лизинг" рассчитывает сдать в финансовую аренду уже 3 тыс. машин.