Лизинговые компании все чаще снижают аванс и минимальную сумму сделки, упрощают процедуру оформления документов. А массовый бизнес все чаще видит в финансовой аренде не способ минимизации налогов, а эффективный метод управления своими ресурсами.
Отраслевой пейзаж
Давно известно: расти на чужие деньги проще, чем на свои. Лизинг – реальное подспорье компании, которая нацелена на расширение места на рынке. Известный московский холдинг "Автолайн", ежегодно перевозящий миллионы пассажиров на маршрутных такси, уже около пяти лет приобретает по лизингу микроавтобусы.
"Преимущества для нас совершенно очевидны, – рассказывает Нелли Тишкова, начальник управления лизинговых операций и страхования "Автолайна". – Эти схемы позволяют нам обновлять транспортный парк без отвлечения оборотных средств, дают возможность использовать ускоренную амортизацию основных фондов. Лизинговые платежи, которые мы регулярно вносим, полностью относятся на себестоимость услуг. Но при этом все приобретенное имущество учитывается на балансе лизингодателя, который самостоятельно производит переоценку основных средств и берет на себя все издержки по уплате налогов".
Российский рынок лизинга становится сегодня все более привлекательным. Появляются новые игроки, расширяется сфера их интересов. По мнению специалистов самых агрессивных лизинговых компаний (ЛК), наиболее активно их услугами пользуются транспорт, пищевая и полиграфическая промышленность, торговля и предприятия, специализирующиеся на упаковке (фасовке) продукции.
В отдельное направление работы многие ЛК выделяют транспортную отрасль, и не случайно. Только в этом году объем договоров лизинга автотранспорта вырос почти в два раза. И, по мнению экспертов, это далеко не предел. Главное, что сами лизинговые компании должны стать гибче и демократичнее. Примеры тому уже есть.
Компания "ДельтаЛизинг" в начале этого года сократила до минимума список документов, которые прилагаются к заявке на лизинг транспортного средства. Сокращен и срок, в течение которого принимается решение, – до трех дней. Еще более радикальный шаг сделал "КМБ-Лизинг". В сентябре его руководство приняло решение о предоставлении в лизинг транспортных средств без проведения какого-либо финансового анализа (от клиента потребуется только принести учредительные документы, доказав тем самым существование данного юридического лица). Заключать сделки с транспортом компания намерена в течение всего одного дня. Как говорится, утром – аванс, вечером – авто. И это далеко не единственные примеры. Транспорт – мобильный и очень ликвидный товар, и лизинговые компании уверены: в данном случае их риск минимален.
Что касается других отраслей, входящих в ведущую пятерку, то сделки по ним заключаются по стандартной схеме. Независимо от того, берете вы в лизинг печатный станок или торговое оборудование, от вас требуется предоставить ЛК учредительные документы, баланс за отчетный период и сведения о движении средств по банковским счетам. Некоторые компании требуют еще и бизнес-план проекта, связанного с использованием объекта лизинга, наличие как минимум двух поручителей и залога (любого движимого и недвижимого имущества).
Стандартные сделки отличаются друг от друга разве что оценкой самого предмета лизинга, а именно его ликвидности. Чем ниже ликвидность, тем выше риски лизинговой компании и выше проценты, удорожающие лизинговый платеж. Так, плата за финансовую аренду печатного станка будет несколько ниже, чем лизинг мини-завода по производству пива.
Стабильно работают ЛК и в других отраслях: деревообработке, строительстве, медицине, сельском хозяйстве, легкой промышленности, сфере обслуживания. Но интерес к ним по разным причинам ниже, чем к отраслям-лидерам.
С деревообработкой лизинговые компании не очень охотно связываются из-за того, что считают эту отрасль непрозрачной, а стало быть, здесь крайне сложно оценивать каждый конкретный бизнес. Легкая промышленность переживает не лучшие времена, поэтому позволить себе обновить производственную базу могут немногие предприятия. Медицина, как и сельское хозяйство, в основном финансируется из бюджета. С этими отраслями работают, как правило, специализированные лизинговые компании ("Росагролизинг", "Росагроснаб", "Медлизинг"). Что касается сферы обслуживания, то она все чаще предъявляет спрос на автосервисное и банковское оборудование.
В лизинг можно взять в принципе и любую офисную технику, даже если речь идет об одном компьютере. Для этого необходимо лишь найти подходящую компанию, которая целенаправленно работает с малым и средним бизнесом, а стало быть, снижает порог финансирования сделок до минимума. К таким компаниям относятся, например, "КМБ-лизинг", "Веслизинг", "ДельтаЛизинг", Московская лизинговая компания.
Подвижки в сфере недвижимости
Все более популярен в последнее время среди российских предприятий лизинг коммерческой недвижимости: офисов, складских, производственных и торговых помещений. Его лизинговые компании также выделяют в отдельное направление работы. Однако таковых немного. Дело в том, что недвижимость, как правило, передается в финансовую аренду на более длительный срок, чем оборудование (4-5 лет). Лизинговым компаниям для этого требуются длинные деньги, отчего вся схема становится дороже. Однако те, кто намерен активно двигаться в этом направлении, выход находят.
"Мы понимаем, что предприятию сложно сразу заплатить 30-процентный аванс, поэтому снизили его до 20%, – делится опытом менеджер по развитию бизнеса компании "ДельтаЛизинг" Вячеслав Шилин. – Но, с другой стороны, в этой ситуации повышаются проценты, включенные в лизинговые платежи. Если по оборудованию средний процент удорожания составляет прядка 7-8%, то по недвижимости – 10%. Кроме того, лизингополучатель должен учесть еще расходы на оценку и страхование объекта, регистрацию договоров купли-продажи и лизинга. Но в любом случае финансовая аренда недвижимости выгоднее простой аренды".
Другие лизинговые компании также считают это направление перспективным. А это значит, что у российских предприятий в будущем станет гораздо больше возможностей обзавестись собственным помещением под офис, магазин или склад.
Сделки "под ключ"
Ряд ЛК предлагают своим клиентам воспользоваться лизингом "под ключ". При этом они оплачивают не только оборудование, но и все другие расходы, которые сопутствуют сделке, – от подготовки бизнес-плана и оформления договора купли-продажи до монтажа техники и обучения персонала. Фактически, предприятие получает не только отсрочку платежа за арендованные средства производства, но и отсрочку платежа за работы и услуги.
"У нас была такая сделка "под ключ", – приводит пример генеральный директор компании "Веслизинг" Сергей Высоцкий. – Конечно, она получилась недешевой, но предприятию, которое участвовало в этой схеме, она все равно была выгодной. Ведь оно не осуществляло никаких текущих платежей, пока оборудование не было запущено. Лишь на стадии заключения договора лизинга наш клиент выплатил аванс в размере 20% от оценочной стоимости работ".
Однако практика показывает, что лизинг "под ключ" в России пока не пользуется массовым спросом. Чаще лизингополучатель сам выполняет половину работ по вводу оборудования в строй, так как считает, что это гораздо дешевле.
Куда идет рынок?
Повсеместный рост интереса к финансовой аренде – это, пожалуй, главная тенденция последнего времени на рынке лизинга.
"Дело не только в оживлении экономики, – оценивает ситуацию начальник управления по работе с клиентами и развитию бизнеса компании "Райффайзен-Лизинг" Ростислав Футало. – Предприниматели стали лучше разбираться в финансовых инструментах".
Редко кто из лизинговых компаний специализируется сегодня на одной-двух отраслях. Гораздо выгоднее работать по всем направлениям, востребованным на рынке. Кроме того, ЛК стали активнее идти в регионы. К примеру, сфера деятельности компании "ДельтаЛизинг" лежит уже в 30 отраслях и 27 субъектах РФ, интересы компании "Веслизинг" охватывают 10 отраслей и 10 регионов. Компания "КМБ-Лизинг" работает в 20 отраслях и 11 регионах.
Становится все более заметным снижение ставок по лизинговым платежам. За последний год они упали в среднем на 1-2%. При этом практика показывает, что самые низкие ставки у компаний, являющихся дочками зарубежных лизинговых структур. Объясняется это просто: большинство сделок заключаются в валюте, а валютные ресурсы на Западе стоят дешевле, чем в России.
Все чаще лизинговые компании понижают и минимальную сумму сделок. Если еще год назад большинство ЛК даже не рассматривали сделки меньше чем на 50 тыс. долларов, то сейчас этот порог опускается все ниже и ниже.
"Лизинг становится продуктом массовым. Растет поток заявок от небольших компаний, и лизингодатели им почти не отказывают", – говорит генеральный директор компании "Веслизинг" Сергей Высоцкий.
"Мы заключаем много сделок на маленькие суммы, – продолжает эту тему генеральный директор компании "КМБ-Лизинг" Максим Дегтярев. – Считается, что с мелкими клиентами работать невыгодно. Но это не так, на этом можно хорошо заработать. Правда, нужно иметь определенные технологии, чтобы обслуживать массовый поток заявок. Мы эти технологии разработали".
Как видим, рынок диктует свои условия. Лизинговые компании все лучше осознают: чем лояльнее они будут к каждому потенциальному клиенту, тем больше перспектив у их рынка.
По большому счету, процедура оформления лизинга оборудования практически не отличается от оформления банковского кредита. Количество документов, которые лизингополучатель должен собрать и предоставить лизинговой компании, ничуть не меньше. Понимая это, лизинговые компании постепенно пересматривают свою "оформительскую" политику. Многие уже не требуют, например, чтобы клиент обязательно имел счет в банке, с которым работает ЛК. Все реже звучат требования предоставить залог и поручительства. Так, например, уже сегодня работают компании "ДельтаЛизинг", "Веслизинг", которые рассматривают в качестве обеспечения сделки сам предмет лизинга. Главное, чтобы он удовлетворял определенным требованиям: по упрощенным правилам разрешается оформлять в лизинг высоколиквидное и надежное оборудование, срок предполагаемой эксплуатации которого превышает срок лизинга.
Кстати, случаи невозврата лизинговых кредитов не превышают в России 5%. Чаще всего это технические задержки на срок от одной недели до четырех. До расторжения договора дело доходит крайне редко. Как правило, стороны договариваются. Одни предоставляют отсрочку по платежам, другие клятвенно обещают выправить ситуацию и, как показывает практика, исправляют ее.
И еще одно. Все собеседники "СБ" отметили, что схемы лизинга, используемые для снижения налогообложения, уходят в прошлое.
"Сегодня лизингодателям заниматься этим совершенно не интересно, – комментирует ситуацию Вячеслав Шилин из компании "ДельтаЛизинг". – Да и лизингополучателям стало намного выгоднее развивать бизнес, рассматривая лизинг не как инструмент ухода от налогов, а как способ грамотного управления своими ресурсами".