лизинг; кредит-аренда; проект документов
финансово-экономический аудит и консалтинг; проведение корпоративных семинаров для специалистов лизинговых компаний; программное обеспечение для лизинговой деятельности
 

 

Консалтинг и программы


Сборник программ для лизинга: 100 калькуляторов в MS Excel , методики и примеры лизинговых расчетов, обзоры программного обеспечения >>>

Услуги консалтинговой компании "КиБиТ"

» Информационная система автоматизации лизинговой компании "SQ лизинг"

» Консультационные семинары и тренинги для лизингодателей и арендаторов

 

Анонсы событий


28 мая 2008 г. в Санкт-Петербурге проводится III ежегодная конференция: "ЛИЗИНГ ДЛЯ БИЗНЕСА ДИАЛОГ О ПРЕИМУЩЕСТВАХ СОТРУДНИЧЕСТВА" >>>

16-20 июня 2008 г. в Москве проводится учебный курс "Нормативная база, учет и налогообложение лизинговых операций" >>>

Все объявления о запланированных конференциях, семинарах, тренингах и других тематических мероприятиях по лизингу в образовательном разделе сайта >>>

 

Май 2008
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
 

Новое на сайте


В правовом разделе читайте ответы УФНС РФ по гор. Москве за 2006-2007 гг.; пишите письма - раздел будет больше >>>

В правовом разделе размещена подборка материалов судебной практики >>>

В учебном разделе добавлены материалы конференций по вопросам аренды и лизинга >>>

В правовом разделе размещена подборка официальных ответов госучреждений, по вопросам лизинговой деятельности >>>

 

Наши услуги
Квалификационные работы:  

» лизинг - диплом и доклад

» кандидатская диссертация

» докторская диссертация

Маркетинг и реклама в Internet:

» реклама на баннерах

» маркетинговй комплекс

Все услуги:

» в разделе "СЕРВИС"

 

Клиент созрел. В России начинается лизинговая революция. Станислав Павлов. Опубликовано: Автопанорама (01.04.2003).
Лизинг - вещь загадочная. Если на Западе этот вид бизнеса уже давно принял цивилизованные формы, то в России процесс только начинается. Как и положено, на начальном этапе, в новую сферу ринулась масса компаний, благо, никаких лицензий на осуществление лизинговых операций государство не требует. Конечно, потом, как и в банковской сфере, временщики исчезнут, уступив место профессионалам. Но пока нам придется мириться с обилием компаний, предлагающих сервис совершенно разного уровня.

Что такое лизинг?

Впервые иностранный термин прозвучал в указе президента от 1994 г. С тех пор сменилось несколько документов, регламентирующих деятельность лизинговых компаний. Сейчас вместо различных временных распоряжений действует федеральный закон, который таким образом интерпретирует слово "лизинг": "Вид предпринимательской деятельности, направленный на инвестирование финансовых средств в имущество, передаваемое по договору на определенный срок".

По сути, лизинг является формой кредитования юридических лиц. Но в отличие от кредита лизинг - процедура более сложная. Формальное различие между ними состоит в оформлении. Лизинговая сделка имеет форму арендного договора между кредитором (лизингодателем) и заемщиком (лизингополучателем), в то время как кредитная сделка преподносится как заем. Для чего же нужна эта услуга? Сейчас разные компании щеголяют друг перед другом аргументами в пользу лизинга. Список преимуществ иногда насчитывает десятки пунктов. Главным из них является то, что лизингополучатель относит свои затраты по платежам лизинговой компании на себестоимость. Таким образом, не нужно платить налогов на прибыль и основные средства. Поэтому даже при большой процентной ставке использовать лизинговые схемы выгодно. Правда, здесь стоит оговориться, что лизинг подходит лишь организациям, не имеющим двойной бухгалтерии.

Лизинг расширяет возможности клиента по привлечению заемных средств. Во-первых, арендная форма сделки предполагает большую защищенность кредитора и, значит, допускает увеличение задолженности. Во-вторых, некоторые сделки вообще невозможно финансировать с помощью обычных кредитов. Это относится к небольшим приобретениям до 20 тыс. долларов, например автомобилям. Кредитные операции осуществляются в основном банками, которые часто оказываются не готовыми предоставить небольшие кредиты на длительные сроки. Для лизинговой компании, напротив, финансирование офисного оборудования или автотранспорта является типичным и привлекательным бизнесом.

Привлекает в лизинге и другой аспект - доступность. Ведь для заключения договора организации-клиенту необходимо лишь доказать свою надежность. Для этого надо заполнить анкету, предоставить квартальную финансовую отчетность, дать отчет о привлеченных кредитах и задолженностях, а также отдать лизингодателям нотариально заверенные копии учредительных и регистрационных документов.

Приведем типичный пример лизинговых расчетов, который предлагается многими компаниями. Допустим, организация хочет приобрести автомобиль за 446040 рублей. Ей необходимо заплатить аванс 133825 рублей. При этом придется внести и единовременную комиссию в размере 13382 рубля. Таким образом, ежемесячные платежи будут равняться 17258 рублям, которые нужно перечислять в течение двух лет, а годовое удорожание машины составит 14,3%.

Если подытожить сказанное, лизинг имеет четыре главных преимущества: невысокие первоначальные затраты не отвлекают капитал из основного бизнеса; снижение налогооблагаемой прибыли; сокращение налоговых обязательств; возможность полностью амортизировать автомобиль в течение срока действия лизингового договора.

Какими бывают лизинговые компании?

Лизинговые компании можно разделить на несколько видов. Зачастую услуги подобного рода предоставляют автомобильные дилеры, для которых важен любой новый инструмент продаж. Ко второму типу относятся банки. Им не надо ничего продавать. Они зарабатывают деньги непосредственно на деньгах, получая проценты от каждой сделки. Среди наиболее популярных вариантов также можно назвать фирмы по прокату машин. Стоит иметь в виду, что стандартных правил здесь не существует. Каждому клиенту нужно что-то свое, особенное. Общим, пожалуй, является два вида лизинга, используемых сегодня компаниями, - оперативный и финансовый.

К оперативному лизингу относится долгосрочная аренда сроком от полугода до пяти лет, не предполагающая последующий выкуп товара. При этом лизингополучатель должен заранее внести авансовый платеж, скажем, месяца за три, а далее платить равными порциями. Финансовым лизингом называют такую же долгосрочную аренду, после завершения которой автомобиль переходит лизингополучателю. Понятно, что при таком варианте ежемесячные платежи будут выше.

Перейдем к рассмотрению вариантов лизинговых компаний. Здесь очень важно учитывать мотив, побуждающий фирму заниматься лизингом.

Продавцы автомобилей

В плане подбора автомобилей для корпоративного парка официальный дилер может дать фору любому. В этом деле он профессионал. Однако следует учитывать, что продавец, естественно, будет предлагать только имеющийся у него товар. Поэтому, если вы еще не определились, то идти следует туда, где есть богатый выбор марок. Если выбор уже сделан, остается лишь найти компанию, отдающую в лизинг необходимую модель.

Кстати, предоставлять лизинговые услуги могут не только дилеры, но и представители производителя. В качестве примера можно привести ООО "ДаймлерКрайслер Лизинг Автомобили", занимающееся в основном финансированием грузовых и малотоннажных автомобилей. Только в прошлом году компания заключила договоры на 300 млн рублей, что в 3 раза больше предыдущего показателя. Сейчас лизинговый портфель компании превышает 457 млн рублей. Наиболее успешной на рынке вот уже несколько лет по праву считается фирма "Кельвин", входящая в холдинг "Рольф".

Банки

В финансовые учреждения клиенты, как правило, приходят уже подготовленными. Они прекрасно знают, какой автомобиль им нужен и где его продают. Вопрос заключается только в финансировании. Для банков лизинг не является методом продаж, а представляет собой классический банковский бизнес. Поэтому проверка здесь будет наиболее серьезной. Тем более что каждый банк прекрасно оценивает потенциального заемщика, поскольку давно тренируется на кредитах. Думается, сотрудничество с финансовыми институтами больше подойдет опытным хозяйственникам, имеющим опыт содержания крупного автопарка. Их ничему учить не надо. Они справятся сами. Только дайте деньги.

Прокатные фирмы

В последнее время лизинг стал популярным среди международных прокатных компаний. Ведь он тоже является формой аренды. Скажем, обращается в прокатную контору клиент, желающий позаимствовать автомобиль на длительный срок. Понятно, что расценки за обыкновенный прокат наверняка покажутся ему высокими. Тогда ему и предложат воспользоваться лизингом на гораздо более выгодных условиях. Кстати, фирмы по прокату стремятся предоставлять наиболее полный перечень услуг, заключающийся в избавлении лизингополучателя от забот по обслуживанию парка. Это объясняется тем, что стандарты для региональных филиалов, работающих под всемирно известными марками, устанавливают в головном офисе. Яркий пример подобного рода работы - лизинговые услуги российского филиала американской компании Hertz, основной деятельностью которой является прокат машин.

Чего ждем?

Тот факт, что российский лизинг находится лишь в стадии зарождения, подтверждает отсутствие подробной статистики. По имеющимся данным, общий рынок лизинговых услуг превышает 2 млрд долларов в год. А на автомобильный сектор приходится от 12% до 40%. Столь гигантский разброс объясняется нехваткой профессиональных исследований. Пока все оценивается на глазок. Тем не менее, ясно, что лизинг вообще и автомобильный в частности является очень перспективным. Сейчас темпы предоставления лизинговых услуг при продаже машин несколько отстают от роста авторынка в целом. Ведь дилеры уже начали наступление на провинцию, а лизингодатели до сих пор обрабатывают Москву и Санкт-Петербург. Но недалек тот час, когда лизинг будут предлагать все продавцы автомобилей. При этом не останется юридических лиц, желающих заплатить все и сразу. Услуга по долгосрочному финансированию превратится в банальную операцию, совершить которую можно будет через Интернет. Кстати, первые примеры в России уже появились.

Дмитрий Шабалин, генеральный директор "Райффайзен-Лизинг"

На рынок наша компания пришла три года назад, создав подразделения в Москве и Санкт-Петербурге. Мы почувствовали, что для банка лизинг как форма долгосрочного кредитования представляется наиболее обеспеченным доходом. Среди всех форм лизинговых услуг автолизинг самый интересный. Хотя закон и допускает работу с физическими лицами, наша клиентура - это организации. Из них 70% приходится на российские компании, а остальное - на иностранцев. Причем право воспользоваться услугами получают лишь учреждения, имеющие историю, безупречную репутацию и неплохие финансовые показатели. Например, активы должны составлять не менее 2 млн долларов. Любопытно, что в начале клиенты обращались в основном за одним автомобилем. Теперь самыми распространенными являются сделки с пятью-шестью машинами. С одним транспортным средством банку работать невыгодно. Затраты на контракт оказываются выше дохода. Сравнивать кредит и лизинг очень трудно. Проблема состоит в разном процессе налогообложения. При более высокой процентной ставке лизингополучатели должны заплатить еще 2% от стоимости товара. Физические лица такого налога не платят. Срок лизингового договора обычно составляет три года. При этом платежи вносятся ежемесячно равными долями. После истечения срока машины, как правило, забирают. Их либо используют дальше, либо продают, а деньги пускают на обновление корпоративного парка. Сейчас наибольшим спросом пользуются Renault, Skoda, Peugeot, Audi, Volvo и BMW. Кстати, мы делаем ставку на машины среднего класса, ведь очень дорогие автомобили гораздо труднее реализовать на вторичном рынке. На сегодня лизинговый портфель превысил 500 автомобилей. Думаю, серьезный прорыв наступит в 2003 г., если, конечно, на Россию не обрушится какой-нибудь разрушительный кризис.

Сергей Дианин, директор фирмы "Кельвин"

Сейчас авторынок растет по всем показателям. Если брать реализацию Mitsubishi, то на долю лизинга приходится 10%. Темпы нашего развития ниже общего рыночного роста. Это объясняется тем, что значительную часть продаж "Рольф" осуществляет в регионах. Мы же пока туда не пришли. Несмотря на это, показатели "Кельвина" впечатляют. Уже несколько лет подряд ежегодный рост составляет 30-40%. К концу прошлого года лизинговый портфель компании достиг 580 автомобилей. Причем налицо возрастание клиентских требований. Если раньше лизингополучателей вполне удовлетворяло обыкновенное финансирование, то теперь каждая организация предъявляет к нам свои индивидуальные требования. Таким образом, от нас требуется небывалая гибкость. Особую роль начинают играть дополнительные услуги, включающие страхование, техобслуживание, предоставление другой машины на время ремонта. Что касается срока лизингового договора, то он близок к сроку полезной эксплуатации автомобиля - это два-три года. При замене автопарка клиент избавлен от уплаты налогов, ведь транспортное средство числится на балансе лизинговой компании. Потребителей наших услуг можно разделить на две категории. К первой относятся те, кто приобретает одну-две машины. Таких большинство - около 40%. Другая часть арендует сразу по 200 автомобилей. Таких меньшинство, но на их долю приходится 60% всех наших машин. Если же посчитать среднее арифметическое, то один клиент "Кельвина" распоряжается тремя транспортными средствами. Удорожание товара зависит от срока договора. Обычный трехгодичный контракт увеличивает стоимость автомобиля на 36%, но в любом случае это выгоднее, чем платить налоги на прибыль и основные средства.

Сергей Долматов, генеральный директор российского филиала компании Hertz

Основная специализация нашей фирмы - прокат автомобилей. Но мы занимаемся и лизингом, поскольку чувствуем спрос. Сейчас в нашем лизинговом портфеле насчитывается 50 машин. В отличие от дилеров я не зарабатываю деньги на продаже и сервисе. Поэтому Hertz делает ставку на большой выбор дополнительных услуг вплоть до получения водительского удостоверения иностранцами и размещения рекламы на автомобилях. Конечно, такой подход значительно увеличивает стоимость договора. Зато, сотрудничая с нами, клиент полностью избавлен от хлопот. Скажем, если прокололось колесо, то ремонтники приедут на место и устранят дефект. В случае более серьезной поломки Hertz предоставит подменный автомобиль, причем классом не ниже, чем был у лизингополучателя. Кстати, без дополнительного пакета мы машину в лизинг не дадим. Таково правило. Стандартный лизинговый проект состоит из предоплаты, ежемесячных платежей и остаточной стоимости товара. Важно с самого начала понять, чего хочет клиент. Мы можем увеличить платеж, и остаточная стоимость будет равна нулю. Можем наоборот снизить, но тогда выкупать подержанный автомобиль придется дороже.

 

 

Новые публикации


Краткий отчет о международной конференции "Лизинг в Европе: опыт и новые тенденции"

Обновлена страница статистики сайта UNLEASE.ru

Краткий отчет о конференции "АВТО: СТРАХОВАНИЕ И КРЕДИТ. 2007", проведенной агентством Shadursky Promotion.

Статья: Ретроспектива развития лизинга в России, подготовлена автором проекта UNLEASE.ru

Обзор судебной практики: НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ И ЛИЗИНГОВАЯ СДЕЛКА, 2007 год.

Интервью с генеральным директором группы компаний "ЗЕСТ".

Интервью с заместителем директора филиала "Северо-Западный" ООО "Лизинговая компания УРАЛСИБ".

ЛИКБЕЗ . . .


» Действующее налоговое законодательство не ставит правомерность применения налоговых вычетов в зависимость от действия или бездействия третьих лиц и добросовестности поставщиков услуг.

» Налогоплательщик имеет право предъявить к вычету суммы НДС, уплаченные им при приобретении оборудования с целью получения дохода от осуществления операций по передаче имущества в аренду (лизинг).

» Оплата товара за счет заемных средств в соответствии со статьей 172 НК РФ не лишает налогоплательщика права на применение налогового вычета.

 

Рекомендуем


Новости на E-mail

Итоги опросов по лизингу

Кредит-аренда [лизинг]

Партнеры проекта UNLEASE.ru


 

 

© UNLEASE.ru Проект начат 01-10-1999, редакция от 01-10-2007, автор проекта Дмитрий Лелецкий  

При использовании материалов давайте ссылки на "проект документов о лизинге" http://unlease.ru  

Программы для лизинговой деятельности. Сборник лизинговых калькуляторов 2006