Павел Манько, старший аналитик рейтингового агентства "Рус-Рейтинг":
– Присвоение рейтинга кредитным организациям в России получило широкое распространение всего несколько лет назад. Кредитный рейтинг можно рассматривать не только как показатель кредитоспособности, но и как некий показатель "прозрачности". Показывая свою "прозрачность", банки хотят видеть ее у своих партнеров и клиентов.
Однако есть несколько вариантов ответа на вопрос о необходимости кредитных рейтингов для лизинговых компаний, предоставляющих средства транспорта. Российские лизинговые компании информационно закрыты. Поэтому кредитный рейтинг можно также рассматривать как своего рода рекомендательное письмо для компании. Кредитный рейтинг лизинговых компаний (с аналитическим отчетом) является независимой оценкой, доступной потенциальным инвесторам, банкам, а также крупным клиентам и облегчающей им поиск надежных долгосрочных партнеров. Кроме того, лизинговые компании при присвоении им кредитного рейтинга имеют возможность увидеть себя со стороны глазами своих партнеров и оценить свои шансы на сотрудничество. При необходимости можно скорректировать свой имидж и действия на рынке лизинговых услуг. Но как аналитик я могу добавить, что рейтинг – это не панацея быстрого действия с заранее известным эффектом. Это не массовый продукт, и, возможно, не всем компаниям он необходим. Но я уверен, что с течением времени компании, не имеющие рейтинга, могут отстать от конкурентов.
Многочисленные встречи с лизинговыми компаниями показывают, что вопрос о необходимости иметь кредитный рейтинг рассматривают многие лизинговые компании. В подтверждение интереса к рейтингам, с другой стороны, могу сказать, что, например, наше агентство начало развивать это направление в ответ на запросы наших клиентов.
По итогам 2006 г. доля лизинга железнодорожного транспорта – 26% (на первом месте), и, по некоторым оценкам, будет расти. Крупные лизингополучатели (особенно РЖД) будут все более внимательно относиться к марже лизинговых компаний. Компании вынуждены искать все более дешевые источники финансирования, включая зарубежные. Наличие кредитного рейтинга будет способствовать этому поиску. К примеру, лизинговая компания "ВКМ Лизинг", предоставляющая подвижной железнодорожный состав, имеет два кредитных рейтинга иностранных рейтинговых агентств.
Источник: Агентство RusRating; газета "Гудок"