Лизинг в кредит-кранче; рассуждения и тезисы
Характеристики предкризисной ситуации для российского лизинга
Экономический кризис - это циклически возникающее объективное состояние экономики, для него характерны не только минусы, но и плюсы. Пагубность же предкризисной ситуации была настолько велика по масштабам и продолжительности, что даже могло показаться, что эта жутко-рыночная реальность - обычная деловая среда и она никогда не закончится. Долгие годы все поголовно почему-то радовались росту лизингового рынка, напрочь забыв о первичных кредитах, как о фундаментальном финансовом источнике этого роста. Между тем, сегодняшний и завтрашний кризис для лизинговых компаний в немалой мере обусловлен ни чем иным, как увеличением объемов дешевых кредитных денег:
Увеличение объемов дешевых кредитных денег способствовало чрезмерному развитию рыночной конкуренции. В этом аспекте можно много негативных факторов перечислять, например: покупка бизнес-технологий и вхождение в специфические бизнесы новых игроков; повышение в бизнесах доли низкорентабельных или просто убыточных, но необходимых при конкуренции вложений, таких как реклама, PR и всякие представительские расходы; увеличение затрат на аналитику рыночной конъюнктуры; втягивание компаний в инфраструктурные затратные дела, рост затрат на управление, обусловленный необходимостью укрупнения бизнеса . . .
Увеличение объемов дешевых кредитных денег способствовало втягиванию нормальных компаний в долговую зависимость. Демпинг иностранных и/или просто крупных игроков в тех рыночных сегментах, в которых высокая доходность могла держаться еще долгие годы, вынуждала компании развиваться экстенсивно, дробя портфели на мелкие сделки и наращивая объемы низкодоходных сделок. Развитие лизингового бизнеса в таких условиях было сопряжено с созданием все новых и новых долгов, надежность которых в немалой мере основывалась на потенциальной возможности следующих долгов.
Увеличение объемов дешевых кредитных денег способствовало финансированию большого количества неустойчивых бизнес-проектов, которые могли существовать только до тех пор, пока возможен новый долг. И поскольку лизинговые компании вступили в рыночную конфронтацию с банковскими и другими небанковскими кредиторами, в борьбе за "клиентов" ненадежные долги создавались в т.ч. и лизинговыми компаниями. Снижение авансов арендаторов, движение в регионы с некредитоспособными заемщиками, ненадлежащее оформление и ли вовсе - отсутствие дополнительных залогов ... В общем и целом, за годы иллюзорного благополучия с возможностями легкого рефинансирования долгов, было совершено невероятно много огрехов в кредитовании, особенно, небанковскими кредиторами, за кредитной деятельностью которых ни кто не следил, кроме их самих.
Увеличение объемов дешевых кредитных денег способствовало легкому потреблению, создавая у обывателей иллюзию благополучия и богатства в долгосрочной перспективе. В последние годы было особенно заметно снижение трудолюбия и рентабельности у раб. силы, которая требовала все большую оплату за прежнюю работу и, еще большую - для оплаты свих кредитных приобретений. К месту сказать, Россия это ни "задний двор" и не "поднебесная", где труд тоже конечно ценят, но и не переоценивают, хотя, рынки там подольше наших существуют.
Увеличение объемов дешевых кредитных денег способствовало инвестированию лизинговыми компаниями в активы с низкими инвестиционными характеристиками. Приобретение лизингового имущества по завышенным ценам, а следовательно снижение доходности и надежности капвложений, становилось в условиях широко доступного финансирования обычной практикой экстенсивной конкуренции (конкуренции масштабов деятельности). При этом ликвидность вложений рассматривалась через вторичные рынки для лизингового имущества. Однако, если на фондовом рынке понижательные коррекции явление регулярное, то для большинства тех физических активов, которые обычно становятся предметами лизинга, вторичные рынки только росли последние 10 лет и едва ли заметно корректировались. В результате, у ряда лизинговых практиков сложилось ложное и устойчивое убеждение о сравнительно высокой ликвидности вложений в транспортные средства и некоторые виды широко применяемого оборудования (деревообработка, торговое оборудование ...) тогда как очевидно, что в условиях общего сокращения ликвидности именно эти классы активов, имеющие вторичные рынки, будут терять в цене быстрее и больше нерыночных активов. В то же время, риски нерыночных активов, связанные с их неликвидностью, изначально учитывались и в цене кредитов для лизинговых компаний и, соответственно, в стоимости лизинга.
С этими рассуждениями может быть хоть как-то понятно, почему увеличение объемов дешевых кредитных денег провоцирует количественный и качественный рост рыночной конкуренции, понижает текущую рентабельность давно начатых долгосрочных дел и способствует созданию ненадежных долгов. И еще не известно, что позорнее - громкие дефолты, которые можно свалить на мировой экономический кризис, или планомерная деградация бизнеса в виду возрастающей рыночной конкуренции. Выход в конечном итоге один и тот же - это выход из такой рыночной ниши, которая, понятное дело, не исчезнет, тогда как компании в ней будут исчезать. Во всех перечисленных рыночных смыслах "рыночные" компании будут страдать от рыночного кризиса больше узкоспециализированных или вовсе - нерыночных компаний. Также очевидно, что через год-другой "рыночные" гордо и громко заявят о том, как они стояли и выстояли, поборов мировой кредит-кранч, тогда как от всей подобной пафосно-оправдательной болтовни можно было еще вчера избавиться, не влезая на долгие годы в "общее место", а заняв устойчивые позы попроще. Но это уже скорее проблемы не из-за финансовых, а из-за маркетинговых ошибок. Насколько я видел, лизинговый рынок - это был по большей части рынок для арендаторов и заемщиков, на котором многие лизинговые компании "просаживали" рекламные бюджеты, сражаясь за "массового рыночного клиента", вместо того, чтобы искать и разрабатывать специфические сегменты, успешная работа в которых может быть стабильной в долгосрочной перспективе, но требует профессионального уровня в отраслевой, технической и географической специализации.
Разделы публикации:
Дмитрий Лелецкий UNLEASE.ru
Материал опубликован: 05 декабря 2008 года