Документ 1. Об экономической эффективности лизинга.
Заключение
Что было еще совсем недавно? Для планирования будущего лизингового бизнеса в России необходимо понять причины безысходности лизинга в течение семи лет, начиная с распада Советского Союза. Все выше сказанное можно дополнить фактами, констатируемыми иностранными аналитиками:
Во-первых, крупномасштабный вывоз капитала из России значительно превысил стоимость внешних займов и инвестиций. Это привело к сокращению ликвидного капитала, который мог бы применяться для технического перевооружения российской промышленности через лизинг или другие формы капиталовложений.
Во-вторых, весьма незначительный частный капитал был доступен для того, чтобы финансировать лизинг. Российские банки, которые в значительной степени испытывали недостаток капитала, предпочли инвестировать имеющиеся средства в высоко рискованные операции на фондовом рынке в надежде на столь же высокие выходы. Отечественные лизинговые компании, главным образом филиалы российских банков, соответственно имели очень небольшой доступный им капитал. Поэтому отечественные лизинговые компании не могли финансировать импорт иностранного оборудования в большом объеме, и/или необходимого количества операций по приобретению нового российского оборудования. Много жизнеспособных лизинговых проектов, рассматриваемых российскими лизинговыми компаниями, остались на бумаге.
В-третьих, Правительство не успело создать необходимого законодательства. Российские лизинговые компании продолжают руководствоваться слабым законодательством, которое по существу должно было быть переработано прежде, чем возведено в степень закона. Начиная с распада СССР и до настоящего времени, лизинговые операции, проводимые в соответствии с действующим законодательством, не могли конкурировать с иными схемами импорта оборудования. Законные прозрачные лизинговые операции казались конечным российским потребителям относительно более дорогими, чем различные альтернативные формы финансирования. Вместе с тем, преобладание серых рыночных схем исказило и сорвало рынок для законного лизингового финансирования производителей в России. Поэтому российские предприятия также должны были иметь дело с различными финансовыми посредниками, так как глобальные финансисты оборудования в значительной степени отказались выставлять себя на группу рисков, обычно упоминаемую как "Россия риск". Российские предприятия зачастую должны были суметь обойтись серыми рыночными схемами, или остаться без нового оборудования.
Что мы сейчас имеем? Все перечисленные причины безысходности лизинга в России остались актуальны к началу 2000 года. И более того, в настоящее время, адекватной государственной экономической политики, в отношении лизинга, в России нет. С одной стороны, правительство дает возможность участникам лизинга перераспределять инвестиционные налоговые льготы и усиливает экономический эффект перераспределения, разрешая ускоренную амортизацию переданных в лизинг активов. С другой стороны, правительство сполна облагает налогами лизинговые платежи и организует финансирование лизинга из государственного бюджета.
Ни один из перечисленных подходов в государственной политике в отношении лизинга, при отдельном рассмотрении, не решает всех стоящих на повестке дня задач:
- первый из изложенных подходов, использующийся на Западе и заключающийся в условном выравнивании лизинга с кредитом на приобретение активов, оказался малоэффективным в том смысле, что он не способен адекватно классифицировать арендные отношения и не способствует развитию производственного сектора экономики;
- второй подход, заключающийся в ведении специального налога на лизинговые платежи, полностью не разработан и встречается критикой, обусловленной внутренними противоречиями в проводимой государством политике в отношении лизинга, и, также как и первый, не способствует развитию производственных инвестиций;
- третий подход, заключающийся в предоставлении налоговых льгот участникам лизинга, способствует развитию капиталовложений в промышленность но сопровождается негативным с точки зрения государства эффектом перераспределения налоговых льгот;
- четвертый подход, заключающийся в упразднении налоговых льгот по лизингу и государственном финансировании производителей, не имеет под собой должной теоретической основы и, следовательно, не применим.
Что может быть сделано? Выход видится в поиске оптимального сочетания между налоговыми поступлениями от промышленных предприятий в бюджет и налоговыми льготами для стимулирования производственных капиталовложений. Возможно, государственная политика в отношении лизинга должна строится одновременно и на фискальной и на кредитной основе.
Что нужно для развития лизинга в России? Зарубежная, а главное и отечественная практика свидетельствует о том, что для развития лизинга в России необходимо создание нормального (рентабельного) производства и высокие прибыли в финансовой сфере экономики. Тогда и лизинг займет немалую долю в прямых (производственных) инвестициях, и без всякой на то государственной поддержки. Например: за последние несколько лет, отрасль связи - одна из наиболее быстро развивающихся отраслей российской экономики, прибыльна и не требует государственных капиталовложений. Предложения по аренде средств связи и сложного, дорогостоящего оборудования в этой отрасли сейчас явно превышают спрос. С другой стороны, в это же время, значительные суммы бюджетного финансирования выделялись на лизинг оборудования для подъема российского сельского хозяйства, поскольку сами колхозы и молодые фермерские хозяйства в большинстве случаев не удовлетворяют элементарным требованиям кредиторов (коммерческих банков и лизинговых компаний). Лучше всего об этом скажут цифры: "В 1994 - 1995 гг. Центральным Банком России было выдано 5 лицензий на общую сумму лизинговых платежей в 0,8 млн. долл. США. В 1996 г. число их составило 44, а сумма предусмотренных платежей 161,3 млн. долл. США. Что касается производственной специализации оборудования, привлекаемого резидентами в рамках договоров лизинга, то на данный период она мало дифференцирована. Более 80 % лизинговых сделок связано с лизингом средств связи и оборудования для переработки сельскохозяйственного сырья и пищевой промышленности." Смирнов В.Н., директор Департамента валютного регулирования и валютного контроля Банка России. М.: журнал "Лизинг в России", номер 1, 1997, С - 7.
Материал опубликован: 10 октября 1999 года
Список литературы к Документу 1
Обсудить материал в форуме