лизинг; кредит-аренда; проект документов
лизинговая компания
 

 

Консалтинг и программы


Обновлен сборник программ для лизинга: 100 калькуляторов в MS Excel , методики и примеры лизинговых расчетов >>>

Кредитная программа от Российского Банка Развития для лизинговых компаний >>>

Программа "Индепендент Лизинг": "Приобретение действующих лизинговых портфелей или единичных договоров" >>>

Программа "Абсолют Лизинг": "Приобретение части лизингового портфеля" >>>

 

Анонсы событий


Все объявления о запланированных конференциях, семинарах, тренингах и других тематических мероприятиях по лизингу в образовательном разделе сайта >>>

 

Сентябрь 2020
ПнВтСрЧтПтСбВс
  123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930 
 

Новое на сайте


Аналитический материал "Юниаструм Лизинг": "Точки роста" и инвестиционный потенциал российской экономики в 2010 году. >>>

В правовом разделе дополнена подборка материалов судебной практики за 2008-2009 годы >>>

Разделы материала "Кредитные рейтинги лизинговых компаний (пример США)":

» Предисловие к риск-модели оценки капитала

» Риск-модель оценки капитала финансовых компаний

» Развитие риск-модели оценки капитала

» Модель оценки рисков секьюритизации

Статья: Лизинг в кредит-кранче; рассуждения и тезисы >>>

 

Наши услуги
Квалификационные работы:  

» лизинг - диплом и доклад

» кандидатская диссертация

» докторская диссертация

Маркетинг и реклама в Internet:

» реклама на баннерах

» маркетинговый комплекс

Все услуги:

» в разделе "СЕРВИС"

 

О перспективных направлениях реформы законодательства для финансовой аренды (лизинга)

Автор: Лелецкий Д.В.

Опубликовано: Москва, научно-практический бюллетень "Промышленный маркетинг", номер 3 (3), сентябрь 2003, С. 6-7

 

В статье, опубликованной в номере 2 (2) бюллетеня "Промышленный маркетинг", указываются проблемы правового регулирования финансовой аренды (лизинга) в РФ. Эти проблемы со временем будут решены реформированием законодательства о лизинге, а также доработкой правил бухгалтерского и налогового учета операций по договорам аренды.

Дальнейшая реформа законодательства не должна быть поверхностной.

Финансовая составляющая лизинга как инструмента налогового планирования настолько важна, что даже те, кому не хотелось бы акцентировать на этом внимание, не видят возможностей его использования вне особого налогового режима и без дополнительного налогового стимулирования. Поэтому еще в середине 1990 гг. "лизинговому сообществу" потребовалось рассмотрение лизинга как особого вида правоотношений, что в свою очередь дало повод лоббировать принятие федерального закона, в котором правовые и экономические основы лизинговых отношений формализуются как инвестиционные, а также устанавливается льготный налоговый режим для лизинга.

Между тем, в юридическом смысле финансовая аренда (лизинг) - это не более чем один из видов договора аренды, которому обычно предшествует договор купли-продажи арендуемого имущества. Поэтому тогда же (в середине 1990 гг.) идея принятия федерального закона "О лизинге" критиковалась на том основании, что в общей структуре законодательных актов РФ необходимость принятия такого закона определена не четко и данный закон будет обречен на противоречие с ГК РФ.

Российская хозяйственная практика последних 5 лет подтвердила правильность предположений критиков. Так, первая редакция принятого в 1998 г. ФЗ "О лизинге" 1


спровоцировала возникновение правовых коллизий и, даже более того, ограничила возможности использования лизинга для большинства практикующих его в России организаций. В результате поправок, принятых в конце 2001 г. с учетом накопленной практики и предложений арендодателей финансовой аренды, ФЗ стал более формальным документом воспроизводящим основные понятия из ГК РФ. 2 Действительно, изменения и дополнения в ФЗ вносились под предлогом его приведения в соответствие с текстами ГК РФ и Оттавской конвенции 1988 г. о международном лизинге. Однако именно такие изменения оказались в итоге поверхностными (косметическими), прежде всего, в отношении использующейся в ФЗ терминологии.

Самая большая проблема ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" заключается в подмене хорошо известных как юристам, так и экономистам терминов на новые и ранее неопределенные.

Источником проблемы стало использование в гражданско-правовых отношениях в РФ слова "лизинг", образованного от иноязычного слова LEASING, являющегося за рубежом специальным экономическим термином, значение которого четко не определено в законодательстве. И если теперь слово лизинг используется лишь как синоним и пишется в скобках в названии ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)", то в остальной текст ФЗ соответствующие изменения не были внесены. В ФЗ используется набор образованных от слова лизинг терминов (например: "лизингодатель", "лизинголполучатель", "предмет лизинга", "лизинговые платежи" и т.п.), значение которых ранее строго не определялось ни в российской, ни в зарубежных системах права. Своеобразная трактовка этих новых терминов в ФЗ привела к искажению ранее сложившихся и к настоящему моменту уже традиционных представлений о правовых и организационно-экономических основах финансовой аренды. В результате таких законодательных новшеств возникли противоречия, в частности, между параграфом 6 главы 34 ГК РФ "Финансовая аренда (лизинг)" и ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)":

  • в ГК РФ финансовая аренда (лизинг) относится к институту аренды и сторонами договора финансовой аренды являются арендатор и арендодатель;
  • в ФЗ говорится так, как будто договор финансовой аренды - это не арендный, а инвестиционный договор и "целями настоящего Федерального закона являются развитие форм инвестиций в средства производства …, защита прав собственности, прав участников инвестиционного процесса, обеспечение эффективности инвестирования". 3

Необходимо решить данное противоречие путем замены в ФЗ набора образованных от слова лизинг терминов, четко определенными ранее в главе 34 ГК РФ терминами, не противоречащими названию самого ФЗ. В крайнем случае, новые термины можно было бы указывать как синонимы в скобках, аналогично тому, как термин лизинг указан в названии ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)". Предлагаемые изменения формализовали бы адекватное ГК РФ представление о финансовой аренде (лизинге), как об арендных отношениях опосредованных иными отношениями участников инвестиционного процесса. Даже если арендный по форме договор содержит условия, присущие экономическим отношениям купли-продажи и кредита, что лишь косвенно указывает на инвестиционную направленность такого договора и характерно для большинства договоров финансовой аренды, то из этого напрямую не следует необходимости создания новой юридической формы договора - "договора лизинга".

Проблема несоответствия юридической формы и экономического содержания договора финансовой аренды решается экономическими методами.

По своим формальным экономическим признакам обычный арендный договор не является инвестиционным, поскольку инвестиции в бухгалтерском учете формализуются как вложения в актив, а традиционные способы учета арендных операций предполагают иное.

Между тем, сегодня многим хотелось бы, чтобы лизинг сам по себе был формой прямых инвестиций или чтобы финансовая аренда представлялась основой неких иных форм инвестиций в средства производства. Для того чтобы такие представления стали экономически обоснованными и соответствующим образом формализованными, финансовая аренда должна отражаться в бухгалтерском учете не как обычная арендная операция, а, например, как операция купли-продажи с отсрочкой платежей. Это обычное для стран с развитой рыночной экономикой решение имеется сегодня в РФ, но оно логически не завершено.

В соответствии с действующими в РФ правилами бухгалтерского учета, переданное в финансовую аренду имущество может отражаться либо на балансе арендодателя, либо на балансе арендатора. Из действующих бухгалтерских правил следует, что у сторон договора финансовой аренды есть свобода выбора варианта бухгалтерского учета, по данным которого строится налоговый учет и, соответственно, производится налогообложение. Таким образом, организации располагают возможностью налогового планирования, выбирая один из двух вариантов учета. Данная возможность стала более реальной после внесения в 25-ю главу Налогового кодекса РФ изменений, подтверждающих полную свободу выбора балансодержателя лизингового имущества, показывающего амортизационные отчисления в налоговых целях. 4


Такое положение дел объяснимо отсутствием в настоящее время в РФ классификации аренды в целях бухгалтерского и налогового учета. Данная полная свобода должна быть ограничена в частности, для адекватного ведения бухгалтерского и налогового учета арендных договоров, имеющих инвестиционную направленность и, поэтому, похожих на продажу в рассрочку. Бухгалтерский учет таких арендных договоров должен осуществляться подобно тому, как осуществляется учет операций продажи в рассрочку. То есть, арендуемое имущество и арендная задолженность должны отражаться на балансовых счетах арендатора, со всеми вытекающими из такого учета налоговыми последствиями, как для арендатора, так и для арендодателя.

Имеющийся в бухгалтерском и налоговом учете пробел может быть устранен на общем для всех арендных договоров основании, а не только в отношении договоров финансовой аренды. В наиболее простом виде, классификация аренды в целях бухгалтерского и налогового учета может быть разработана аналогично тому, как она реализована в стандарте 17 МСФО. 5


Соответствующие распоряжения (письма, постановления, указания, рекомендации) могут быть подготовлены и изданы налоговыми органами или Минфином.

Проведение реформы в сфере экономического регулирования аренды закономерно и неизбежно в будущем.

Вероятность реформы в указанном направлении велика в силу тех же обстоятельств, которые 40-20 годами раньше обусловили ее проведение на североамериканском континенте, а также в ряде европейских стран и, кроме того, фискальная функция российского государства будет усиливаться. Уже поэтому можно считать, что проведение такой реформы экономически закономерно. Однако по очевидным причинам реформа не состоится в ближайшее время. Думается так, что до столь радикальных изменений имеется временной лаг как минимум в несколько лет, потому что:

  • в условиях почти полного отсутствия какой-либо информации по указанным проблемам, государственные органы не предпринимают ни каких видимых действий для их решения;
  • собственно "лизинговому сообществу" такие изменения не выгодны. Соответственно, популяризировать приведенные в этой статье идеи и, тем более лоббировать законодательные изменения в указанном направлении лизинговые практики не будут;
  • та часть научных работников и представителей СМИ, доходы которых напрямую зависят от финансовых "вливаний" со стороны лизинговой практики, на указанные проблемы тоже "смотрит сквозь пальцы", если не сказать больше - тем самым формируют отчасти неадекватные представления о лизинге.

В сложившейся ситуации, решению проблем практики лизинга в России существенно помогло бы предоставление более объективной информации. Аналитический обзор отечественных информационных источников о лизинге будет опубликован в одном из следующих номеров этого издания.

 Обсудить материал в форуме

 

 

Объявления




 

 

Рекомендуем


» Новости на E-mail

» Итоги опросов по лизингу

» Кредит-аренда [лизинг]

» Партнеры 2005-2006


» Партнеры 2007-2008


 

 

© UNLEASE.ru Проект начат 01-10-1999, редакция от 01-12-2011, автор проекта Дмитрий Лелецкий  

При использовании материалов давайте ссылки на "проект документов о лизинге" http://unlease.ru