До 2007 года РЖД собираются привлечь в целом 5 млрд. долларов. Не исключено при этом, что компания в дальнейшем выйдет за инвестициями на зарубежные финансовые рынки, где деньги значительно дешевле. В пользу этого соображения говорит тот факт, что РЖД уже сотрудничает с агентствами Moody's и Standard & Poor's и надеется в ближайшие полгода получить международный рейтинг. Кроме того, РЖД намерены развивать свои лизинговые проекты: именно они должны привлечь средства в обновление подвижного состава, на который в период с 2004 по 2010 год требуется 30-40 млрд. рублей ежегодно. Для этого железнодорожники намерены создать две лизинговые компании - грузовую и пассажирскую. В этом году за счет лизинга РЖД намерена привлечь 15 млрд. рублей. Крупные банки с воодушевлением отнеслись к планам РЖД по заимствованиям. На презентации были замечены председатель правления Сбербанка Андрей Казьмин, глава Внешторгбанка Андрей Костин, представители Альфа-банка, Газпромбанка, Дойче банка и Дрезднер банка. При этом Казьмин назвал финансовые планы РЖД "амбициозными, но вполне реальными". Конкретные инвестиционные проекты пока не обсуждались, но, например, Межпромбанк уже принял решение увеличить свою кредитную линию РЖД с 100 млн. до 450 млн. долларов. При этом, как считают в РЖД, даже хорошо, что сейчас акции компании исключены из свободного оборота: для инвесторов наличие всего пакета у государства - дополнительная гарантия надежности. Как сказал корреспонденту "НГ" Андрей Коновал, старший вице-президент Балтийского банка, обслуживающего одно из подразделений РЖД, приоритетом для компании должен стать выход на уровень доходности облигаций "Газпрома" и РАО "ЕЭС", при этом компания вполне способна вывести стоимость своих бумаг на уровень госзаимствований. Что касается долгосрочных инвестиций в железные дороги, то, по мнению Коновала, это будет интересно лишь по завершении второго этапа реформы и выделении дочерних предприятий. А глава ТрансКредитБанка (через него проходит большая часть платежей РЖД) Юрий Красовский отмечает, что прозрачность компании действительно повысилась. "И рублевые заимствования, и лизинговые проекты РЖД очень привлекательны, - считает Красовский. - Выход компании на фондовый рынок при нынешнем дефиците инструментов хорош и для участников финансового рынка, в том числе для пенсионных фондов, и для самих РЖД". По мнению банкира, если компания приступит к рублевым заимствованиям к середине года, то стоимость их будет самой оптимальной.
|