На вопросы отвечал Дмитрий Лелецкий, к.э.н., автор internet-проекта о лизинге UNLEASE.ru Материалы интервью использованы в публикациях: Бизнес-Журнал (номер 5 (18) от 20.03.2003); Бизнес-Журнал (номер 7(20) от 21.05.2003).
1. Лизинг - жаргонное деловое слово, превратившееся у нас в юридическое понятие. Почему, на Ваш взгляд, у нас не назвали его просто "финансовой арендой"?
Слово ЛИЗИНГ происходит от английского слова LEASING. Как видите, это не перевод и даже не буквальное воспроизведение английского написания, а звуковая копия, написанная русскими буквами. Новое слово в русском языке возникло из-за отсутствия дословного перевода и точных словосочетаний-синонимов, а также в виду возможности достаточно свободной трактовки его значения, в деловой практике и в законодательстве. Причиной многих проблем в российской хозяйственной практике стало использование в гражданско-правовых отношениях иноязычных слов, являющихся в общем-то неустойчивыми (неточными, нечеткими) экономическими терминами за рубежом, значение которых не определено в зарубежном законодательстве. В этой связи, к тому российскому профессиональному сообществу, которое именует себя "лизинговым" и принимает по сей день непосредственное участие в законотворчестве, все остальные могут адресовать свои вопросы и претензии в не меньшей степени, чем к самим законодателям. Между тем, согласно § 6 гл. 34 ГК РФ и федеральному закону "О финансовой аренде (лизинге)", в современной российской хозяйственной практике можно использовать понятие "финансовая аренда", с которым лизинг отождествляется, указываясь в скобках.
2. Я неоднократно сталкивался с тем, что малый бизнес не понимает механизм действия лизинга, и, как следствие, относится к нему настороженно, как к коту в мешке. Не могли бы Вы дать простое определение сути лизинга?
Лизинг имеет арендное начало в областях права, но используемые в иностранных языках синонимы (leveraged lease - аренда с финансовым рычагом; finance lеase - финансовая аренда; hire-purchase - наем-покупка; credit-bail - кредит-аренда (фр.)) указывают помимо аренды на иное экономическое содержание лизинга - на финансовые мотивы, кредит и куплю-продажу имущества. Поэтому, лизинг прежде всего следовало бы определить как "неарендные экономические отношения, оформленные договором аренды". Принципиально нового для нас в этом в общем-то немного. Например, зачастую при оформлении доверенности на машину, на самом деле подразумеваем, что покупаем/продаем и экономим на налогах и пошлинах. При лизинге важны в общем-то те же экономические мотивы, что и оформлении доверенностями бытовых и полубытовых сделок с машинками. Только в масштабах даже небольшого бизнеса финансовые (налоговые) экономии на маленьких сделках оказываются ничтожными по сравнению с затратами на организацию самих сделок. Поэтому, классический (настоящий) лизинг обеспечивает заметный финансовый эффект, когда в него как минимум на 3-5 лет вовлекаются существенные материальные и денежные средства.
3. Когда и где на Западе лизинг стал массовым явлением? С чем это связано?
Лизинговые отношения возникли в результате бизнес-практики точно также, как и множество других финансовых инструментов (схем), которые спонтанно возникают, произвольно развиваются, становятся типичными в определенных экономико-правовых условиях, но сворачиваются и забываются, когда условия ведения бизнеса изменяются. Лишь немногие из всего числа когда-либо где-то появившихся финансовых схем продолжают существовать долгое время и почти без изменений. К их числу можно отнести лизинговую схему финансирования инвестиций. В 1950-1960 гг. лизинг получил заметное развитие на Североамериканском континенте и в Англии, несколькими десятилетиями позже - в странах Европы, Скандинавии и в наиболее экономически развитых странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Помимо множества часто приводимых в рекламных целях преимуществ лизинга следует обратить особое внимание на мотивы в области налогообложения, поскольку при анализе и абстрактных и реальных инвестиционных ситуаций по-разному доказывается один и тот же практичный вывод - экономическая выгода лизинга для его участников объясняется прежде всего уменьшением налоговых выплат. Таков обобщенный итог едва ли не всех ранних научных и профессиональных работ по этой теме (1960 - 1980 гг.) поводом к написанию которых стала новая в свое время практика оптимизации налогообложения, заключающаяся в приобретении имущества и передачи его в аренду на условиях, аналогичных покупке.
4. Каковы существенные и второстепенные различия между покупкой в кредит и арендой? Какие из них дали начало такому явлению, как лизинг?
В экономике аренда похожа на кредит, потому, что при аренде, также как и при кредите, имущество передается во владение и пользование на некоторый срок и за установленную плату. Более того, арендная задолженность - это тоже долг, только оформленный договором аренды и по-другому представленный в финансовой отчетности. По-моему следует указать 3 главных отличия аренды от кредита: 1) историческое - аренда появилась гораздо раньше чем кредит; 2) в праве собственности на имущество, предаваемое во владение и пользование за установленную плату - при аренде оно остается у арендодателя, а при кредите переходит к заемщику на некоторое время; 3) в ликвидности - обычно, права и обязательства при кредите более ликвидные чем при аренде. Все остальные отличия в условиях рынка - производные от второго и третьего, причем, третье отличие не всегда принимают за основное, а считают следствием различий в праве собственности. Основное содержание экономических отношений может почти не измениться при замещении договорных отношений купли-продажи в кредит договором аренды, но дополнительные финансовые результаты при этом могут быть получены, поскольку различие в праве собственности на имущество всегда важно с юридической точки зрения, в т.ч. и в налоговом праве. Когда отношения купли-продажи в кредит оформляют договором аренды, чтобы получить дополнительные финансовые выгоды, тогда и подразумевают, что это не простая аренда, а финансовая. Финансовая аренда - это почти тоже самое, что лизинг, по меньшей мере, самая существенная его часть.
5. Почему, на Ваш взгляд, в России сделали специальный закон "О лизинге", а не внесли коррективы в законы, регулирующие арендные отношения?
Появление и развитие федерального закона РФ "О лизинге" - это прежде всего результат действий, направленных на обоснование дополнительных налоговых преимуществ для арендодателей финансовой аренды и защиты их интересов перед кредиторами и арендаторами. Но давайте вспомним о том, с каким трудом принимался закон "О лизинге" в 1998 г., ведь далеко не всем участникам лизинговых отношений того времени принятие закона представлялось нужным. Вместо такового предлагалось лоббирование налогового и др. законодательства на федеральном и региональных уровнях. После сложных дискуссий, в которых так и не было найдено компромисса, осенью 1998 г. закон приняли-таки, однако за последующие 3 года в нем обнаружились многие противоречия, неточные понятия и узкие, некорректные формулировки, сковывающие предпринимательскую инициативу. Большинство таких недоработок было устранено через принятие в 2001 г. более чем 70-и поправок к этому закону. В редакции 2002 г. ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" стал почти формальным документом, обеспечивающим правовую защищенность лишь некоторых интересов лизингодателей. Скорее всего, само принятие ФЗ "О лизинге" было ошибкой. Лизинговым лоббистам, на будущее, прежде чем заниматься самодеятельностью в государственном масштабе, имеет смысл усвоить опыт их коллег из стран с развитой рыночной экономикой, в которых финансовая аренда практикуется не один десяток лет. Вкратце, юридическая практика США и Канады показывает, что нет необходимости в принятии какого-либо законодательства о лизинге, для того чтобы успешно заниматься лизинговым бизнесом.
6. Какие мифы существуют в России в отношении лизинга? Кому эти мифы выгодны?
Мифы выгодны тем, кто занимается бизнесом, в первую очередь тем, кто занимается лизинговым бизнесом. Нужно сказать о том, что западная "пропагандистская машина", созданная в экономических интересах иностранных государств и зарубежного капитала, в отношении лизинга сработала в нашей стране едва ли на все 100 %. Мифы из стран с развитой рыночной экономикой привносятся в страны с развивающимися рынками, наиболее заметной из которых до последних лет была экономика Индии с самым большим показателем лизинга в мире. Индийский вариант пропаганды лизинга "раскручивался" и в нашей стране в конце 1990-х, но особенности российской экономики таковы, что он просто оказался менее эффективным. Два самых популярных мифа о лизинге созданы в действительности исключительно для оправдания налогового смысла лизинговых сделок перед фискальными интересами государств, но внушаются они почему-то всем подряд и не только самими мифотворцами. Первый миф навеян наивными суждениями о лизинге как о простой аренде, а второй использует недостаток базовых экономических знаний у большинства наших сограждан и вселяет ложное предположение о том, что лизинг - это прежде всего инвестиции. В действительности, лизинг - это не просто и не только аренда, и при традиционном способе учета арендных операций их нельзя считать инвестиционными. Кроме того, нужно иметь в виду, что к сожалению, иногда рекламное мифотворчество сотрудников лизинговых компаний выходит за рамки делового этикета. Вот прошлогодний пример: На сайте unlease.ru один из инициаторов дискуссии о выгодности лизинга для арендаторов настаивал на том, что лизинговые услуги компании ДельтаЛизинг особо привлекательны для предпринимателей. Колесников Григорий Викторович представлялся деревообработчиком - владельцем небольшого заводика по производству мебели и дешевой фурнитуры и уверял всех, что воспользовался услугами компании ДельтаЛизинг с большой выгодой для собственного бизнеса. Однако, последующие обсуждение показало, что затраты по лизингу для бизнесменов намного выше тех, которые указывал г-н Колесников, который на самом деле ни какой ни столяр и ни плотник, а работник из той-самой лизинговой компании. То есть сотрудник лизинговой компании представился арендатором и пытался недобросовестно рекламировать дорогие лизинговые услуги.
7. Почему лизинг пока так мало заметен в Российской экономике?
Действительно, по официальным данным Госкомстата до последнего года доля лизинга составляла менее 1% от инвестиций и, кем бы в при такой статистике были лизинговые компании, если бы по неофициальным данным исследований энтузиастов этот же показатель не составлял 5-7% ? В российской экономике лизинг мало применяется по нескольким причинам: Во-первых, недостаток качественной, профессиональной информации о самом лизинге, как у сотрудников лизинговых компаний, так и для арендаторов имущества по лизингу. Во- вторых, что более важно, особенности сегодняшний российской экономики таковы, что в большинстве деловых ситуаций не возникает существенных стимулов для заключения лизинговых сделок, имеющихся последние 10 лет в законодательстве льгот для этого явно не достаточно. Каждый теперь может заметить, что пролоббированные еще в середине 1990-х гг. налоговые льготы для лизинга мало помогли развитию российской лизинговой практики.
Кроме того, "мало заметен" - это еще не значит что его также мало на самом деле. Лизинг - финансовый инструмент, использующийся преимущественно во внутрикорпоративной финансовой и инвестиционной деятельности, т.е. многие компании, организующие лизинг внутри холдингов и финансово-промышленных групп не представляют свои лизинговые услуги на открытом рынке и, даже более того, вообще не собираются добровольно раскрывать информацию о своей лизинговой деятельности. Замечу при этом, что по оценкам некоторых специалистов примерно половина всего российского лизинга - это не "рыночные сделки", а внутрикорпоративные финансовые и инвестиционные схемы.