На вопросы отвечал Дмитрий Лелецкий, к.э.н., автор internet-проекта о лизинге UNLEASE.ru Материалы интервью использованы в публикациях журнала "Секрет фирмы", номер 15 (102) 18.04.2005).
1. Как Вы относитесь к указываемым в публикациях темпам роста рынка (от 30 до 60% в год)?
Эти цифры неточны и не очень-то показательны.
Неточны из-за того, что далеко не все лизинговые компании раскрывают информацию о своей деятельности.
Непоказательны относительно некоторого базисного значения, которое само по себе мало в абсолютном выражении. Для сравнения, по официальным данным Госкомстата до 2004 г. доля лизинга как вида инвестиционной деятельности составляла менее 1% и, кем бы в при такой статистике были лизинговые компании, если бы по неофициальным данным исследований энтузиастов этот же показатель не составлял 5-7% ? Как выглядит в таком аспекте темп роста рынка лизинга от 30 до 60% в год? - оказывается, это совсем немного, при наличии налоговых льгот для лизинга в России и в условиях роста российской экономики в целом за последние годы.
2. Каким (чьим данным) можно верить (раньше такие исследования вроде бы проводила группа МФК)? Есть ли какие-то масштабные свежие исследования рынка?
Кроме МФК результаты ежегодных исследований деятельности лизинговых компаний публикуют: специализированный журнал о лизинге "Лизинг-Ревю" и рейтинговое агентство "Эксперт".
3. Наш опрос финдиректоров по лизингу показал, что они не очень то верят в его возможности. Аргумент такой – у них нет длинных и недорогих денег, они неэффективны, как и многие российские компании - поэтому они просто к дорогому банковскому кредиту добавляют свои раздутые расходы и так получается их итоговая цена. Что Вы думаете по поводу такого утверждения?
К сожалению, это действительно так и есть, но я считаю это издержками роста, оправдываемыми до поры до времени дикостью рынка и малой осведомленностью о лизинге предпринимателей. На самом деле, настоящий лизинг должен быть дешевле покупки в кредит в абсолютном, денежном выражении, т.к. лизинговая компания экономит на налогах и должна "делиться". Лизинг должен быть дешевле еще и потому, что лизинговая компания забирает то право собственности на имущество, которое само по себе тоже имеет стоимость. Кроме того, приобретая имущество лизинговая компания зачастую оставляет себе торговые премии от продавцов. Так что, обязательства по лизингу должны быть меньше долгов, связанных с покупкой. Пока этого у нас не происходит, льготируемый и дотируемый государством российский лизинг составляет 5-7 % от инвестиций, по сравнению с зарубежными 15-30 %-ами покупок по договорам аренды, не стимулируемыми правительствами государств с развитой рыночной экономикой.
4. Имеют ли доступ лизинговые компании к недорогим и длинным деньгам? И что это могут быть за источники – в перспективе?
Утверждения о том, что лизинговые компании не имеют доступа к "длинных и дешевых денег" в общем-то некорректны. В российской экономике дешевый заемный капитал есть, но не для всех.
Развитие сферы потребления и потребительских рынков с широко представленным на них малым и средним бизнесом - это замечательно, но нужно понять простую мысль - в условиях формирующихся, нестабильных рынков не может быть дешевых и длинных денег. Такие сектора экономики, с большой долей предпринимательских рисков, в значительной степени отдаются иностранному капиталу, для развития рыночной экономики. Но даже если кто-то и имеет доступ к сравнительно "недорогим и длинным" иностранным деньгам, то из этого не следует, что для последнего заемщика они останутся столь же длинными и дешевыми, потому, что иностранный капитал - это почти на 100 % тоже частный капитал и риски его вложения в нашу экономику оправдываются его же ценой.
В тоже время, есть приоритетные для государства сектора экономики, где "дешевые и длинные деньги" были, есть и будет - я имею в виду военно-промышленный комплекс, аграрный сектор, ряд сырьевых отраслей, энергетика, частично, тяжелое машиностроение и авиапром, коммунальное хозяйство, в конце концов. Это монополии в условиях которых ценообразование нерыночное и заемные средства могут быть дешевыми.
5. Существует ли в принципе предложение "лизинг от производителя"? Есть ли компании, которые плотно сотрудничают с лизинговыми фирмами для продвижения своей продукции?
Да, есть лизинговые компании, которые созданы с участием производителей. Названия некоторых лизинговых компаний говорят сами за себя - "Камаз-Лизинг", например. Вообще, многие лизинговые компании строят долгосрочные отношения с известными производителями и крупными дилерами.
6. Что сдерживает развитие отрасли (законодательство, льготные условия для соперничающих видов финансирования)?
В российской экономике лизинг мало применяется по нескольким причинам:
Во-первых, недостаток качественной, профессиональной информации о самом лизинге, как у сотрудников лизинговых компаний, так и для арендаторов имущества по лизингу.
Во- вторых, что более важно, особенности сегодняшний российской экономики таковы, что в большинстве деловых ситуаций не возникает существенных стимулов для заключения лизинговых сделок, имеющихся последние 10 лет в законодательстве льгот для этого явно не достаточно. Каждый теперь может заметить, что пролоббированные еще в середине 1990-х гг. налоговые льготы для лизинга мало помогли развитию российской лизинговой практики.
7. Были ли какие-то изменения в законодательстве за последние два года (позитивные, негативные)? Проблемы с налогообложением?
Говоря об изменениях федерального масштаба хотелось бы вспомнить следующее:
Во-первых, принятие таможенного кодекса сделало прохождение таможенных процедур более четким и логичным, к тому же представители таможни проводят разъяснительную работу на специализированных семинарах, в т.ч. и по лизингу.
Во-вторых, двусмысленность с начислением и уплатой налога на имущество лизинговыми компаниями, которая возникла во второй половине прошлого года. К настоящему моменту ситуация в целом урегулирована - т.е., все осталось по-прежнему, как и год назад.