На вопросы отвечал Дмитрий Лелецкий, к.э.н., автор internet-проекта о лизинге UNLEASE.ru Материалы интервью использованы в публикациях журнала "BUILDING-бизнес", номер 5-6, 2005.
1. Объем рынка лизинга строительной техники в России? Какая есть статистика надежная (Рослизинг, Газман, Эксперт)
До настоящего времени исследование объема и структуры этой части рынка финансовых услуг в значительной степени отводилось негосударственным экспертным группам, созданным такими коммерческими структурами как, аудиторские и консалтинговые компании, рейтинговые агентства, а также аналитическим отделам крупных СМИ. Между тем, исследование лизингового рынка не менее важно в целях государственного регулирования рыночной экономики, например, для проведения антимонопольной политики. Поэтому, нормативно-правовая база, регламентирующая сбор информации и ее анализ, развивается в настоящее время.
Материалы федеральных статистических наблюдений могут в ближайшем будущем стать наиболее информативным источником данных по рынку лизинговых услуг. Так в соответствии с формой, утвержденной постановлением федеральной службы государственной статистики 15 июля 2004 г. "Обследование деловой активности организации, осуществляющей деятельность в области лизинга", лизинговые компании должны раскрывать информацию о своей деятельности. Однако эта информация непубличная, а результаты выполненных на ее основе аналитических исследований коммерческие структуры, видимо, будут покупать.
2. Финансовый и оперативный лизинг – что на строительном рынке более развито? Чисто теоретически (и вроде бы западный опыт это показывает) вроде бы удобнее (если не брать лизинг бетонных и асфальтовых заводов) оперативный лизинг, так как у наиболее массового сегмента – средних компаний существует проблема равномерной загрузки техники.
Сейчас больше заключается договоров финансовой аренды, предполагающих переход права собственности на арендуемое имущество к арендатору. Зачастую под такими договорами подразумевают "финансовый лизинг". Что касается неравномерности загрузки полученной по лизингу техники и, соответственно, доходов от ее использования, то эти неудобства могут быть частично устранены через приведение графика лизинговых платежей в соответствие с поступлениями денежных средств арендаторам.
С точки зрения арендодателей, выгодна финансовая аренда производственных комплексов и тяжелой техники (башенные и авто -краны, бульдозеры, экскаваторы), средства малой механизации более удобны как предметы оперативной аренды.
3. Но вопрос в ставках – что сейчас выгоднее?
Формально, плата за пользование арендованным имуществом, не предполагает ни какой ставки. Однако, из-за представлений финансовой аренды как покупки имущества в кредит, появляются вопросы о "ставках лизинга", точнее говоря, о стоимости заимствований на покупку имущества, оформленных арендным договором.
В самом простом случае, покупка за счет собственных средств дешевле покупки с использованием заимствований в любой форме. Другое дело, когда предполагаемые для инвестирования доходы предприятий подлежат налогообложению. В такой ситуации, традиционно, выплаты по долгам, в т.ч. и арендной задолженности, рассматриваются как альтернатива налоговым выплатам. Поэтому типична для современных российских экономических условий ситуация, в которой покупка строительной техники за счет привлеченных средств, или ее использование на условиях финансовой аренды, выгоднее чем приобретение того же имущества за счет собственных доходов предприятия. Лизинг стоит примерно столько же, сколько и покупка в кредит, или немногим дороже.
4. Конкуренция с управлениями строймеханизации – кто кого?
Чтобы более - мене точно оценить конкурентоспособность компании и ее предложений нужно располагать исчерпывающей информацией о самом рынке.
- Современная индустрия строительства во многом унаследовала созданную еще в СССР инфраструктуру, в т.ч. и управления строймеханизации, сейчас уже можно сказать - традиционно предоставляющие технику в аренду.
- Лизинг - относительно новый финансовый инструмент, часть рынка среднесрочного и долгосрочного (по российским меркам) заемного капитала, а лизинговые компании - операторы этого формирующегося сегмента рынка финансовых услуг.
Соответственно, и лизинговые компании и управления строймеханизации имеют свои преимущества в арендном сегменте рынка строительной техники. Существенными на ближайшее будущее могут стать следующие тенденции:
- В то время как рыночно ориентированные лизинговые компании стараются разместить капиталы с финансового рынка в строительной индустрии, управляющие организации этой отрасли осваивают технологии проведения лизинговых сделок и создают собственные лизинговые компании.
- Те строительные организации, которые в силу ряда не поддающихся изменению обстоятельств пользовались арендными услугами управлений строймеханизации, будут продолжать эту практику.
- Новые, развивающиеся строительные компании, старающиеся войти и/или расширить свое присутствие в индустрии строительства, с большей вероятностью воспользуются услугами рыночно ориентированных лизинговых компаний.
5. Кто основные потребители – крупные-мелкие строительные компании?
В основном средние по размеру компании, часть которых оформлялись как "малые предприятия" при рыночном реформировании строительной индустрии. Множество сравнительно недавно созданных и действительно мелких компаний, исходя из собственных экономико-правовых характеристик не способны получить на условиях финансовой аренды дорогостоящую строительную технику, или купить ее.
6. Уровень ликвидности оборудования – влияние на рынок лизинга стройтехники? Какие виды строительной техники наиболее популярны?
Поскольку строительная техника и оборудование сильно различаются по множеству характеристик, а их рынок неоднороден, то усредненная оценка ликвидности таких активов непоказательна. У неликвидных активов нет рыночной стоимости потому, что их нельзя ни купить ни продать, и крайне сложно использовать в экономическом обороте иным способом - заложить, например. Наличие рынка большинства видов строительной техники и оборудования подтверждает ликвидность таких активов, а их рыночная стоимость может быть проверена на настоящий момент и прогнозироваться на будущее. При вычислении показателей ликвидности также желательно учесть, что обычно права и обязательства возникающие при купле-продаже имущества в кредит более ликвидные чем аналогичные им, но появляющиеся при заключении договора финансовой аренды.
Наиболее популярны виды техники и оборудования, номинальный срок амортизации которых не превышает 15 лет. Срок лизинга такого имущества, с учетом применения коэффициента ускорения амортизации "до трех", не более пяти лет и в современных российских условиях вполне соответствует срокам того финансирования, которое получают лизинговые компании для проведения сделок.
7. Берут ли на себя лизинговые компании обслуживание техники?
По большей части - нет, потому что лизинговые компании предоставляют финансовый сервис, это их основная специализация.
8. Сравнение с кредитом на сегодняшний день – распределение рисков, ставки? Насколько затруднена процедура заключения контракта, причины и процент отказов?
Поскольку лизинговые компании предоставляют прежде всего финансовый сервис, то и финансовые риски берет на себя лизинговая компания. Стоимость лизинга непосредственно зависит от вероятности реализации таких рисков. Другие риски - технологические, экологические, социальные и т.д. распределяются между арендаторами с одной стороны и производителями, продавцами, страховыми компаниями с другой стороны.